Дело N 2а-209/2020
г. Краснодар 29.10.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО2 на решение Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым по административному делу по административному иску ФИО2 к "адрес"ному отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Керченского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО7 об оспаривании решения должностного лица государственного органа. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, ФИО2, поддержавшую кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным уведомление "адрес" отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Росреестр Республики Крым) от 04.04.2019 N о приостановлении государственной регистрации права собственности. Обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, площадью 0, 1947 га, расположенный по адресу: "адрес", на основании заявления ФИО2 и приложенных к нему документов без согласия административного истца на обработку ее персональных данных.
В обоснование требований ФИО2 указала на то, что ей на праве собственности принадлежит вышеназванный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Росреестра Республики Крым ФИО7 принято решение о приостановлении государственной регистрации права на участок в связи с отказом заявителя предоставить согласие на обработку персональных данных, необходимых для предоставления государственной услуги.
ФИО2 полагает, что государственная услуга должна и может быть оказана без обработки персональных данных.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, ФИО2 просила об удовлетворении административного иска. Решением Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховным Судом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 просит об отмене судебных актов, как принятых с существенным нарушением норм процессуального и материального права, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ФИО2 в заседание суда кассационной инстанции явилась, кассационную жалобу поддержала, сообщила о том, что административным ответчиком произведена государственная регистрация права собственности административного истца на земельный участок.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Такого рода нарушений в ходе рассмотрения дела судами не допущено.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Росреестр Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ уведомлением государственного регистратора N регистрация права собственности в отношении указанного земельного участка приостановлена в связи с тем, что форма и содержание заявления не соответствуют требованиям, установленным законом, а именно, при заполнении обязательной формы заявления административным истцом не дано согласие на обработку ее персональных данных, что необходимо для предоставления государственной услуги. В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. По общему правилу, установленному частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ). Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имуществом, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ" утверждены требования к заполнению формы, в том числе и заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ? приложение N. В пункте 15 указанной формы предусмотрено согласие заявителя на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, необходимых в рамках предоставления органами регистрации прав в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг. Пунктом 7 Приложения N к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N установлено, что все реквизиты заявления (графы реквизитов) являются обязательными для заполнения.
Пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" (Закон N 152-ФЗ) указано, что обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на "едином портале" государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг. Согласно части 2 статьи 16 Закона N 152-ФЗ решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающие его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных. Следовательно, в случае автоматизированной обработки персональных данных, требуется обязательное согласие на такую обработку. Как установлено судами обеих инстанций, при подаче заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок, административным истцом зачеркнут пункт 15 формы, предусматривающий дачу согласие на обработку персональных данных. В обоснование решения о приостановлении государственной регистрации права государственным регистратором указано на следующее. Форма заявления на государственную регистрацию прав недвижимости установлена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Внесение в нее изменений не допускается и реквизиты 15 формы заявления являются обязательными для заполнения. Заявление для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество не соответствует установленной форме, так как требуется согласие заявителя на обработку персональных данных. Отказывая в административном иске, суды руководствовались вышеперечисленными законоположениями и пришли к выводу об обоснованности оспариваемого решения государственного регистрационного органа и, как следствие, отсутствии оснований для удовлетворения административного иска. С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона. Кассационный суд также принимает во внимание пояснения административного истца, данные в ходе заседания суда кассационной инстанции, о том, что в настоящее время государственным регистратором произведена государственная регистрация права в рамках испрошенной государственной услуги. С учетом изложенного, решения судов по доводам кассационной жалобы отмене не подлежат. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.