Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности Дружковой О.А. на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26 августа 2020 года по административному делу по административному иску Туманова А.В. к Администрации города Симферополя, Главе Администрации города Симферополя, заинтересованное лицо - МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя о признании незаконным постановления и возложении обязанности, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Туманов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 17 февраля
2020 года N970 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину Российской Федерации Туманову А.В, обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым предоставить гражданину Российской Федерации Туманову А.В. в собственность бесплатно без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Республика Крым, город Симферополь, улица Мускатная, 17.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении бесплатно без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N площадью 449 кв.м, расположенного по адресу "адрес" на основании пункта 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015.
Постановлением Администрации города Симферополя от 17 февраля 2020 года N970 административному истцу отказано в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, что право собственности на жилой дом с кадастровым номером 90:22:010310:12820 за наследодателем зарегистрировано 21 сентября 2017 года.
Считает указанное постановление незаконным и противоречащим части 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015, поскольку его право на жилой дом возникло после 18 марта 2014 года и при этом жилой дом получен истцом в порядке наследования. При этом право собственности наследодателя Тумановой Л.В. на 1/2 долю дома возникло с 9 июля 2009 года.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 мая 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным и отменено постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 17 февраля 2020 года N970 "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданину Российской Федерации Туманову А.В.".
Возложена обязанность на Администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление представителя Туманова А.В. по доверенности Узбека А.И. от 24 января 2020 года о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов.
В удовлетворении остальной части требований Туманова А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26 августа 2020 года решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 ноября 2020 года, представитель администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности Дружкова О.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм процессуального и материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 24 января 2020 года представитель административного истца по доверенности Узбек А.И. обратился в Администрацию города Симферополя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов с кадастровым номером N, площадью 449 кв.м, расположенного по адресу "адрес".
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым N970 от 17 февраля 2020 года отказано в предоставлении указанного земельного участка Туманову А.В. в связи с тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как право собственности на жилой дом с кадастровым номером N за наследодателем зарегистрировано 21 сентября 2017 года.
Также из материалов дела следует, что Туманов А.В. является собственником жилого дома с надворными постройками, находящегося, по вышеназванному адресу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16 января 2019 года после смерти Тумановой Л.В, умершей 5 июля 2018 года.
Из материалов наследственного дела N123/2017 следует, что Туманова Л.В. являлась собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15 ноября 2017 года после смерти отца Олесько В.Д, умершего 9 июля 2009 года.
Туманова Л.В. 14 декабря 2009 года обратилась с заявлением о принятии наследства после смерти отца Олесько В.Д, умершего 9 июля 2009 года.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В силу пункта 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды;
- земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным;
- участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты;
- указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование;
- испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Республики Крым N66-ЗРК гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункта 2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, без проведения торгов", утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 13 декабря 2018 года N 6390 (далее - административный регламент), конечным результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю постановления Администрации города Симферополя Республики Крым о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Пунктом 2.11 административного исчерпывающий перечень оснований для муниципальной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно статье 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ), принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Как усматривается из оспариваемого постановления Администрации города Симферополя Республики Крым отказ в предоставлении земельного участка основан на положении подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17, подпункта 10 статьи 39.16 ЗК РФ, подпункта 19 пункта 2.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, без проведения торгов", поскольку предоставление земельного участка в заявленном виде не допускается, так как право собственности на жилой дом зарегистрировано 21 сентября 2017 года, то есть после 18 марта 2014 года.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзац второй пункт 2 статьи 281 и пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Как следует из материалов дела Туманова Л.В. является собственником 1/2 доли жилого дома с 9 июля 2009 года (со дня открытия наследства).
Кроме того, ранее право собственности в целом на домовладение принадлежало Олесько Д.В, что подтверждается свидетельством о праве личной собственности на строение N1335 от 6 мая 1959 года.
Соответственно право собственности наследодателя Тумановой Л.В. на жилой дом, расположенный по вышеназванному адресу, возникло до 18 марта 2014 года.
Удовлетворяя административное исковое заявление частично, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности наследодателя Тумановой Л.В. на жилой дом, расположенный по вышеназванному адресу возникло до 18 марта 2014 года. При вынесении постановления Администрации города Симферополя N970 от 17 февраля 2020 года, административным ответчиком были неправильно применены положения пункта 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015, решение об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N площадью 449 кв.м, расположенного по вышеназванному адресу Туманову А.В, принято без достаточных на то оснований, без установления всех имеющих правовое значение обстоятельств.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что на Администрацию города Симферополя Республики Крым ошибочно возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 24 января 2020 года подлежат отклонению, поскольку вопросы в сфере градостроительства и регулирования земельных отношений отнесены к компетенции Администрации города Симферополя и ее структурным подразделениям (ст. 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым).
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.