Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Айрапетяна Г.Г. на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 2 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 2 июля 2020 года по административному делу по административному иску Айрапетяна Г.Г. к Комитету имущественных и земельных отношений администрации МО "Камызякский район" о признании незаконными действий органа муниципального контроля, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Айрапетян Г.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Камызякский район" по проведению 16 марта 2020 года в отношении Айрапетяна Г.Г. внеплановой документарной выездной проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" КН N, и выдаче предписания, обязать должностных лиц комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Камызякский район" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Айрапетяна Г.Г.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что действиями должностных лиц Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО "Камызякский район" в части проведения внеплановой документарной выездной проверки в отношении Айрапетян Г.Г. допущены нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем, результаты поверки подлежат отмене.
Перечисленные в Акте проверки объекты недвижимости являются собственностью Айрапетян Г.Г, используются им для проживания с членами его семьи, технические характеристики указанных зданий не обладают признаками, необходимыми для отнесения их к гостиничному или ресторанному бизнесу.
Ранее, Айрапетян Г.Г. планировал использовать указанный земельный участок с целью предоставления услуг рыбалки, охоты, семейного отдыха, гостиницы, организации торжеств, в связи с чем и разместил данную информацию. Усадьба сдавалась в краткосрочную аренду только для одной компании и одновременно только по одному договору. Указанные услуги Айрапетян Г.Г. в настоящее время не оказываются, в ходе проверки факт осуществление указанных услуг проверяющими не зафиксирован.
Поскольку факт использования земельного участка в коммерческих целях не доказан, приказ комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Камызякский район" от 21 февраля 2020 года не соответствует требованиям действующего законодательства, а действиями должностных лиц нарушены права и законные интересы административного истца, поскольку возлагают на него обязанности по устранению нарушений земельного законодательства.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 2 июля 2020 года требования административного искового заявления оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Астраханского областного суда от 2 июля 2020 года решение Камызякского районного суда Астраханской области от 2 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 ноября 2020 года, Айрапетян Г.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм процессуального и материального права. По его мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 27 декабря 2005 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись о регистрации права собственности Айрапетяна Г.Г. на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" с мансардой, площадь 385, 6 кв.м.
10 августа 2007 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись о регистрации права собственности Айрапетян Г.Г. на нежилое здание - сауна, площадью 119, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
10 декабря 2008 года зарегистрировано право собственности Айрапетян Г.Г. на земельный участок (кадастровый номер N:15), расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с. Затон, ул. Береговая, 14, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, площадь 2500 кв.м.
В обращении исполняющей обязанности руководителя агентства по Управлению государственным имуществом Астраханской области Москвитиной Н.В. от 26 декабря 2019 года в адрес главы администрации муниципального образования "Камызякский район", руководителя Управления Росреестра по Астраханской области, руководителя УФНС по Астраханской области указано о необходимости проведения в течении 2020 года мероприятия в рамках муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером N и смежных земельных участков, поскольку в ходе обращения Айрапетяна Г.Г. об исключении из перечня нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" усматривается возможное несоответствие землепользования фактическому использованию, так как при сопоставлении сведений публичной кадастровой карты и данных интернет-сайтов (volga-boss.ru, 101hotels.ru) и др. на указанном участке с разрешенным использованием "для индивидуальной жилой застройки" находятся объекты базы отдыха.
К обращению приложены фотоснимки в отношении указанного земельного участка, выписка из публичной кадастровой карты, реклама загородной резиденции BOSS с предоставлением коммерческих услуг.
Приказом Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО "Камызякский район" N 06 от 21 февраля 2020 года "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения земельного законодательства" постановлено провести проверку в отношении гражданина Айрапетяна Г.Г. на вышеназванном земельном участке.
21 февраля 2020 года в адрес Айрапетяна Г.Г. направлено уведомление о проведении проверки соблюдения действующего законодательства на вышеуказанном земельном участке на 6 марта 2020 года в 10 ч. 00 мин, о чем Айрапетян Г.Г. был уведомлен 2 марта 2020 года.
Из акта проверки органа государственного контроля N 1 от 16 марта 2020 года следует, что в ходе выезда на место главным специалистом Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Камызякский район" Алексеевой О.Ю. выявлено, что земельный участок огорожен металлическим забором на кирпичных стойках, фактический обмер земельного участка составляет 2 425 кв.м, на земельном участке располагается двухэтажное здание с мансардой, в котором осуществляется услуги гостиницы, ресторана, двухэтажная сауна, большой бассейн под открытым небом и деревянная беседка.
Таким образом, выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в том, что Айрапетян Г.Г. использует земельный участок из состава категории земель - "земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования - "для индивидуального жилищного строительства", расположенный по адресу: "адрес", "адрес", площадью 2500 кв.м, с кадастровым номером N для осуществления коммерческой деятельности под размещение Загородной резиденции BOSS, о чем свидетельствуют публикации на сайте http://volga-boss.ru/, предоставление услуг рыбалки, охоты, семейного отдыха, гостиницы, организации торжеств. При проведении проверки присутствовал Айрапетян Г.Г.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами, своевременно производить платежи за землю, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьей 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования "Камызякский район" урегулирован Административным регламентом администрации муниципального образования "Камызякский район", утвержденным Постановлением администрации муниципального образования "Камызякский район" от 23 мая 2019 года N811.
В п. 3.5 названного Административного регламента закреплены порядок организации и проведения внеплановой проверки.
Внеплановые проверки в отношении граждан проводятся, в том числе в случаях нарушения имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (п. 3.5.1 Административного регламента).
Согласно части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного Использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Суд первой инстанции, оценив доказательства по делу, верно пришел к выводу о том, что факт осуществления коммерческих услуг подтверждается размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацией в виде объявлений с прайс-листом о вилле на 12 человек, посещении сауны и бассейна, проведении торжеств, а также услуги егерей и общественного питания по вышеназванному адресу.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Гамызякского районного суда Астраханской области от 2 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.