Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Юртаевой С.А. и кассационную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Лаврентьевой И.А. на решение Краснодарского краевого суда от 26 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кулика В.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителя управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Коржовой В.М, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Шапаренко Н.О, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, объяснение Кулика В.В. по доверенности Мисливской О.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кулик В.В. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с использованием недостоверных сведений об объекте оценки при определении его кадастровой стоимости.
Решением Краснодарского краевого суда от 26 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 года, административное исковое заявление удовлетворено. На период с 4 мая 2017 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена в размере 6 507 600 рублей исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, действующего для пятнадцатой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
В кассационных жалобах, поданных представителями управления Росреестра по Краснодарскому краю и департамента имущественных отношений Краснодарского края в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кассационные жалобы, поступившие в суд первой инстанции 20 ноября и 21 декабря 2020 года, определениями судьи кассационной инстанции от 8 декабря 2020 года и 21 января 2021 года с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Коржовой В.М, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Шапаренко Н.О, настаивавших на удовлетворении кассационной жалобы, объяснение представителя Кулика В.В. по доверенности Мисливской О.А, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационных жалобах указано на неправильное применение судами норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие изложенных в обжалуемых судебных актах выводов обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кулик В.В. на основании заключенного с администрацией муниципального образования Тимашевский район договора аренды от 17 января 2012 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:31:1001000:513 площадью 408 000 кв. м пашни из фонда перераспределения земель Краснодарского края, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, ст-ца Медведовская, секция 20, контуры 15, 16, 17, 18, с видом разрешенного использования "для производственного и подсобного хозяйства".
Арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 2.1 указанного договора аренды.
Категория земель, к которой был отнесен земельный участок, 4 мая 2017 года изменена с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года. N 2640 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов по видам разрешенного использования в составе земель населенных пунктов Краснодарского края.
На основании данного приказа в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в связи с изменением категории земельного участка актом филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от 4 мая 2017 года кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 4 мая 2017 года в размере 89 972 160 рублей.
В соответствии со статьей 24.18 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по мотиву недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Являясь арендатором земельного участка, административный истец вправе оспорить его кадастровую стоимость.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
В силу положений статьи 24.19 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Указанный выше земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25 января 1993 года.
По состоянию на 23 июля 2012 года земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для производственного и подсобного хозяйства", удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 12, 0648 рублей за 1 кв. м.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 ноября 2015 года N 1609 кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере 6 536 791 рубль 58 копеек.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 4 мая 2017 года в размере 89 972 160 рублей определена филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю на основании пункта 2.1.3 "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, исходя из утвержденного Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года N 2640 среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в разрезе кадастровых кварталов по видам разрешенного использования в составе земель населенных пунктов Краснодарского края, действующего для девятой группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
В силу пункта 2.1.3 названных выше методических указаний в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
При государственном кадастровом учете изменений категории земель земельного участка с кадастровым номером N минимальный удельный показатель кадастровой стоимости (далее - УПКС) среди средних УПКС граничащих кадастровых кварталов принят филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю для девятой группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в размере 220, 52 рублей за 1 кв. м, произведен расчет кадастровой стоимости: 220, 52 рублей за 1 кв. м х 408 000 кв. м = 89 972 160 рублей.
Применяя пункт 2.1.3 методических указаний, органом кадастрового учета ошибочно произведен расчет исходя из УПКС, действующего для девятой группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", что противоречит установленным судом обстоятельствам дела, не соответствует фактическому использованию земельного участка в целях выращивания сельскохозяйственных культур, в связи с чем кадастровая стоимость подлежит расчету исходя из УПКС, действующего для пятнадцатой группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (действовавших до 1 января 2019 года), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.
Согласно пункту 13 указанных правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 1.2.15. "Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (действовавших до 30 октября 2017 года), предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов - "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
В соответствии с пунктом 1.10. "Методических указаний о государственной кадастровой оценке", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 226, земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом осуществляемой на нем деятельности.
Приложением N 1 к данным методическим указаниям установлена сегментация объектов недвижимости с определением кодов расчета видов использования, согласно которой к сегменту "Сельскохозяйственное использование" относятся, в том числе, "Растениеводство", "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках. Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения зданий, сооружений", "Ведение личного подсобного хозяйства. Производство (выращивание) сельскохозяйственной продукции, кормов, выпаса скота".
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, к виду разрешенного использования "Растениеводство" отнесено осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур, к виду разрешенного использования "Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках" отнесено производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.
Отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого.
Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (действовавшие до 1 января 2019 года), согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Медведовского сельского поселения, утвержденных Решением Совета Медведовского сельского поселения от 30 мая 2014 года N 310, рассматриваемый земельный участок расположен на землях Медведовского сельского поселения в зонах: зона сельскохозяйственного использования без права строительства (до принятия решения о поэтапном изменении вида землепользования в установленном законом порядке в соответствии с этапами строительства, определенными генеральным планом), водоохранная зона, граница защитной прибрежной полосы.
Согласно статье 61 Правил землепользования и застройки Медведовского сельского поселения зона сельскохозяйственного использования выделена для использования без права строительства (до принятия решения о поэтапном изменении вида землепользования в установленном законом порядке в соответствии с этапами строительства, определенными генеральным планом). Основными видами разрешенного использования являются: сенокошение, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Вспомогательные виды разрешенного использования и условно-разрешенные виды использования не установлены.
Земельный участок состоит целиком из пашни и используется арендатором в соответствии с его назначением. При определении кадастровой стоимости спорного земельного участка использованы недостоверные сведения в виде искажения данных о земельном участке, поскольку использовано неверное значение УПКС земель вида разрешенного использования, соответствующего девятой группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", что не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Определяя группу видов разрешенного использования применительно к спорному земельному участку, суды обоснованно отнесли его к пятнадцатой группе видов разрешенного использования, которая является единственной группой, связанной с сельскохозяйственным использованием.
Административным истцом доказана недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, при этом управлением Росреестра по Краснодарскому краю и департаментом имущественных отношений Краснодарского края доводы истца не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 26 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 февраля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.