Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Бадмаева С.С, Бадмаевой А.С, Бамбышева А.С, Монголовой Р.М, Бадмаева Б.С. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 1 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Бадмаева Б.С, Бадмаева С.С, Бадмаевой А.С, Бамбышева А.С, Монголовой Р.М. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании отказа в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность незаконным, возложении обязанности по предоставлению земельных участков в общую долевую собственность, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Бадмаев Б.С, Бадмаев С.С, Бадмаева А.С, Бамбышев А.С, Монголова Р.М. обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просили признать отказ администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия в предоставлении земельных участков в общую долевую собственность незаконным, возложить обязанность на административного ответчика предоставить им земельные участки в общую долевую собственность.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что 25 января 2020 года они обратились в администрацию Кетченеровского районного муниципального образования (далее - РМО) Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет причитающихся им земельных долей на основании списка граждан, имеющих право на получение земельной доли, составленного 20 марта
2004 года внутрихозяйственной комиссией Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования (далее - СМО) Республики Калмыкия, согласованного с районной комиссией.
31 января 2020 года административным ответчиком им в этом было отказано со ссылкой на то, что нормы права, регулировавшие правоотношения по предоставлению гражданам в собственность бесплатно земельной доли, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет такой доли, утратили силу.
Считают, что данный отказ администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия не соответствует действующему законодательству и нарушает их права.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 1 октября 2020 года решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16.12.2020, заявители ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По их мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение представителя Бадмаева Б.С. по доверенности Конаева С.Э, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", постановления Правительства Российской Федерации "О порядке приватизации и реорганизации предприятий, организаций агропромышленного комплекса" от 4 сентября 1992 г. N 708 и утвержденного им Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий решением общего собрания уполномоченных трудового коллектива совхоза "Гашун-Бургустинский" (ранее именовался как "Обильный") от 3 октября 1992 г. было принято решение о реорганизации данного совхоза, а именно: о создании на базе совхоза ассоциации крестьянских хозяйств, с правами юридического лица, состоящей из 41 образованного крестьянско-фермерских хозяйства, каждое из которых также юридическое лицо.
Протоколом N 1 на том же собрании был утвержден список лиц, имеющих право на получение бесплатно земельного пая, в котором значилось 418 человек, в том числе рабочие и служащие - 281, пенсионеры - 60, работники социальной сферы -77.
В этот список были включены и административные истцы - Бадмаев Б.С, Бадмаев С.С, Бамбышев Л.С, Бадмаева А.С. (ранее Дюсенова А.С.), а также Д. (умершая (данные изъяты), наследником которой является административный истец Монголова Р.М.
Решением общего собрания уполномоченных того же трудового коллектива от 4 марта 1993 года указанный список был дополнен - число включенных в него лиц составило 525.
Протоколом N 5 заседания реорганизационной комиссии совхоза "Гашун-Бургустинский" был разрешен вопрос о создании 41 крестьянско-фермерского хозяйства и утвержден персональный состав членов каждого из этих хозяйств.
Из указанного протокола видно, что все указанные в вышеприведенном списке лица были распределены по крестьянским хозяйствам в качестве их членов.
Так, административные истцы - Бадмаев Б.С, Бадмаев С.С, Бадмаева А.С. (ранее значилась как Дюсенова) вошли в состав крестьянского хозяйства "Делиг" (глава - Бадмаев С.Э.), Дюсенова Г.Н... - в состав крестьянского хозяйства "Булгун" (глава - Шараев Б.Б..), Бамбышев Л.С. - в состав крестьянского хозяйства "Санджи" (глава - Бамбашев Ю.С.).
На основании заявлений членов созданных крестьянских хозяйств эти хозяйства соответствующими постановлениями Главы администрации Кетченеровского района Республики Калмыкия, а также представителя Президента Республики Калмыкия - Хальмг-Тангч в Кетченеровском районе, были зарегистрированы, одновременно утверждены главы этих хозяйств и решен вопрос о выделении каждому из этих хозяйств земель сельскохозяйственного назначения с указанием их конкретной площади и категории.
Размер подлежащих предоставлению каждому крестьянскому хозяйству в пожизненно-наследуемое владение земель, включающих в себя пашни, пастбища, предварительно был определен проектом землеустройства (перераспределения земель) совхоза "Гашун-Бургустинский", подготовленным Институтом Южниигипрозем, исходя из рассчитанного последним среднего размера земельного пая по данному хозяйству - 75, 16 га.
В частности, крестьянскому хозяйству "Булгун" было распределено 1263 га, крестьянскому хозяйству "Гилян" - 1281 га, "Санджи" - 1231 га, "Делиг" - 1132 га.
Согласно этим размерам названным хозяйствам постановлениями Представителя Президента Республики Калмыкия - Хальмг-Тангч в Кетченеровском районе N 55 от 25 января 1994 г. и от 7 февраля 1994 г.
N 85, 87, 95 были предоставлены соответствующие земельные участки сельскохозяйственного назначения.
25.01.2020 административные истцы обратились в администрацию Кетченеровского РМО Республики Калмыкия, к полномочиям которой относится управление и распоряжение находящимися в муниципальной собственности землями сельскохозяйственного назначения, с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей, право на которые, по их мнению, у них возникло на основании составленного 20 марта 2004 года внутрихозяйственной комиссией Гашун-Бургустинского СМО Республики Калмыкия списка граждан, имеющих право на получение земельной доли в собственность бесплатно, из расчета 75 га на долю, а также дополнительного списка, в который была включена Монголова Р.М, как наследник умершей Дюсеновой Г.Н. по решению Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 23 июля 2008 года, утвержденного районной комиссией.
31 января 2020 года ответом главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия Годжурова С.В. административным истцам отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в счет земельных долей со ссылкой на то, что нормы права, регулировавшие вопросы предоставления гражданам в собственность бесплатно земельной доли, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в счет такой земельной доли, утратили силу.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания отказа администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия в предоставлении административным истцам в собственность бесплатно земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей незаконным.
С указанным выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса)
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суды, исходили из того, что административные истцы обратились в администрацию Кетченеровского РМО Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей 25 января 2020 года, то есть в период, когда нормы материального права, регулирующие правоотношения по предоставлению граждан в собственность бесплатно земельной доли, утратили силу.
Как усматривается из материалов дела, на момент признания утратившим в силу Закона Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" в редакции, действовавшей до 09 января 2016 года и Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденный Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 июля 2003 г. N 178 (далее по тексту - Порядок), которым была определена процедура передачи земель, находящихся в государственной собственности, в общую долевую собственность граждан, административные истцы были включены в списки граждан имеющих право на получение земельных долей, утвержденные внутрихозяйственными комиссиями.
В соответствии с пунктами 12, 13, 14 Порядка внутрихозяйственная комиссия направляет в районную комиссию необходимый пакет документов для дальнейшего рассмотрения. Администрация районного муниципального образования после получения от районной комиссии пакета документов в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность, в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам - участникам общей долевой собственности. После получения в администрации районного муниципального образования выписок из решения, граждане - участники общей долевой собственности, в установленном законом порядке обращаются в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для оформления прав на земельные доли.
Вместе с тем, судами не устанавливался и не проверялся факт исключения административных истцов из списков граждан, имеющих право на получение земельных долей, как и не проверялся факт направления необходимого пакета документов районной комиссией по передаче гражданам земель в общую долевую собственность Кетченеровского РМО РК от 20 марта 2004 года в администрацию районного муниципального образования, в соответствии с пунктами 12, 13, 14 Порядка.
Так, согласно списку граждан, имеющих право на получение земельных долей на территории Гашун-Бургустинского СМО РК утвержденный внутрихозяйственной комиссией Гашун-Бургустинского СМО РК и членами районной комиссии по передаче гражданам земель в общую долевую собственность Кетчеровского РМО РК от 20 марта 2004 года, Бадмаев Б.С, Бадмаев С.С, Бадмаева А.С, Бамбышев А.С. были включены в указанный список.
Таким образом, поскольку указанный список граждан, на момент действия норм материального права, регулирующие возникшие правоотношения, были утверждены соответствующей районной комиссией в соответствии с требованиями Порядка, необходимо проверить факт направления соответствующего пакета документов в администрацию района муниципального образования указанной выше районной комиссией.
При таком положении принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение суда второй инстанции надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, установить все обстоятельства по делу и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, в том числе суду необходимо учесть требования и основания иска для определения вида судопроизводства, в рамках которого подлежат рассмотрению заявленные требования.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 30 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 1 октября 2020 года отменить, направить дело N 2а-47/2020 на новое рассмотрение в Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в ином составе суда.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 26 февраля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.