Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сареева В.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последстий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о выдаче удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
по кассационной жалобе Сареева В.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Сареев В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Калмыкия о выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2020 года Сарееву В.В. в иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сареев В.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы Сареев В.В. указывает на неверное толкование судами определений Конституционного суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 404-0 и от 04 декабря 2007 года N 960-0-П. Полагает, что согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года N162-р все жители населенных пунктов, включенных в данное распоряжение и проживавшие в них с 29 августа 1949 года по 1963 год независимо от того, находились ли ни в дни ядерных испытаний в этих населенных пунктах или нет, имеют право на получение социальных льгот. Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными Постановление Правительства РФ N 634 от 15 ноября 2004 года, лица, не находившиеся в этих населенных пунктах в день испытаний, обязаны получить заключение в КГБУ НИИ РМЭП. Указанное положение Правил не подлежит применению, поскольку в данном случае Правительство РФ вышло за пределы своих полномочий, что следует из приведенных определений Конституционного суда РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении и толковании норм материального права к спорным отношениям, существенных нарушений норм процессуального права при их вынесении не допущено.
Судом установлено, что истец Сареев В.В, ДД.ММ.ГГГГ, проживал в поселке "адрес" с момента рождения по май 1958 года.
Истцом в материалы дела предоставлена справка о том, что на основании справочника административно-территориальных изменений в Алтайском крае с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ "адрес" и "адрес" являются одним и тем же административным поселением (населенным пунктом) "адрес".
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился по вопросу выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в казенное учреждение Республики Калмыкия "Центр социальной защиты населения города Элисты". Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия направлен запрос в Краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно заключению о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" N 30 от 25 марта 2019 года в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сареев В.В. мог получить суммарную накопленную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне менее 5 сЗв (бэр). Данные внесены на основании протокола расчета доз облучения N от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года.
На основании изложенного в адрес Сареева В.В. казенным учреждением Республики Калмыкия "Центр социальной защиты населения города Элисты" направлено уведомление о невозможности включения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействую вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по Республике Калмыкия.
В 2018 году Сареев В.В. обращался по тому же вопросу в казенное учреждение Республики Калмыкия "Центр социальной защиты населения города Элисты". На основании заключения Краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" N от ДД.ММ.ГГГГ во включении в соответствующий реестр учета граждан истцу было отказано.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 году N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Правительством Российской Федерации N 634 от 15 ноября 2014 года утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, согласно пункту 2 которых отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пункте 3 приведенных правил указано, что определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (пункт 4 Правил).
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 5 Правил).
В соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" распоряжением Правительства РФ N162-р от 10 февраля 1994 года утвержден перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В разделе II. Перечня "Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания 29 августа 1949 года суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв указаны населенные пункты Змеиногорского района: Тушканиха 1, Тушканиха 2.
Согласно пункту 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являющемуся приложением к Приказу МЧС России от 18 сентябре 2009 N 540 для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
При обращении гражданина за получением удостоверения и представлении документов о проживании в населенном пункте, включенном в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в период, не включающий день проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на жителей этого населенного пункта, уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает в организации, определяемой в соответствии с Правилами отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 634, заключение о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 июля 2006 года N 404-О "По запросу Калининградской областной Думы о проверке конституционности подпункта "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" подпункт "б" пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 849) - по его конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования - не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для лиц, проживавших в 1949 - 1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 года) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 849 "Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 года N 946.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 ("МУ 2.6.1.2574-2010. Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), согласно пункту 1.1. которых указания МУ 2.6.1.2574-2010 (далее - МУ) предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения).
В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.
Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается (пункт 1.2 Методических указаний).
В силу пункта 1.3. Методических указаний дозы облучения определяются для расчетной модели человека из наиболее облучаемой группы. Выбор наиболее облучаемой группы осуществляется по соотношению времени пребывания на открытом воздухе (без ослабления дозы) и внутри строений (с частичным ослаблением дозы) с учетом видов занятости населения городской и сельской местности. При расчетах доз облучения всех групп населения по пероральному пути поступления радионуклидов учитываются сведения о сроках проведения основных сельскохозяйственных работ и рационах питания.
Отказывая в иске Сарееву В.В, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормативными актами. Суд указал, что согласно государственному контракту N 1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МЧС России и КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" ("адрес") функции по определению суммарных (накопленных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдаче соответствующих заключений возложены на указанное учреждение. Заключения КГБУ НИИ РМЭП N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ основаны на протоколах расчета доз облучения N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, произведенных в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Не доверять данным заключениям у суда оснований нет, поскольку они соответствуют требованиям законодательства.
Суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих факт получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний, дающих право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, Сареевым В.В. не представлено.
Суд первой инстанции исходил из того, что истец заявил требования к ненадлежащему ответчику - ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, являющимся территориальным органом МЧС РФ. Фактически истец не обращался в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с заявлением о выдаче удостоверения единого образца. Таким образом, его права данным государственным органом нарушены не были.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции указал, что законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, которые в данном случае отсутствуют. Утверждение истца о том, что заключения экспертиз КГБУ НИИ РМЭП N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ не являются надлежащими и достоверными доказательствами по делу, было предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется. Указанные заключения выданы компетентным органом в предусмотренном законом порядке, исследование проведено специалистами в данной области. Довод жалобы о неверном выводе суда первой инстанции о ненадлежащей ответчике признан несостоятельным со ссылкой на пункт 5 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой и апелляционной инстанции о предъявлении истцом требований к ненадлежащему ответчику.
В судебном заседании суда первой инстанции представителем ответчика сделано заявление о том, что истец оспаривает отказ Центра социальной защиты населения г. Элисты, поэтому надлежащим ответчиком по делу должно выступать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Истец в судебном заседании настаивал на том, что надлежащим ответчиком по делу является ГУ МЧС России по Республике Калмыкия (территориальное структурное подразделение МЧС России).
Согласно пункту 5 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного Приказом МЧС России N 540 от 18 сентября 2009 года удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.
Исходя из изложенного, ответчик истцом определен правильно, поскольку ГУ МЧС России по Республике Калмыкия является стороной в материально-правом споре о выдаче удостоверения единого образца.
Ошибочный вывод судебных инстанций в указанной части не повлиял на правильность принятых по делу судебных постановлений в целом.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года" (редакция от 25 ноября 2015 гда) разъяснено, что согласно ст. 1 названного Федерального закона льготы и компенсации предоставляются гражданам, проживающим в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, и получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей.
Возникновение права у граждан на льготы и компенсации связывается с двумя условиями: проживанием в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах; суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).
При решении вопроса об отнесении граждан к категориям лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, проживал ли гражданин в 1949 - 1963 годах (включая день проведения ядерного испытания) в определенном населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также мог ли гражданин получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Таким образом, Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействую вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а также приведенные нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения, судебными инстанциями были применены правильно.
Доводы кассационной жалобы преимущественно сводятся к несогласию Сареева В.В. с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения.
Получение истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) не установлено. Установление получения истцом указанной дозы облучения является необходимым условием для отнесения его к категории лиц, которым предоставляются данные социальные гарантии.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение являются законными, они приняты с соблюдением материального и процессуального права, в связи с чем предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу Сареева В.В. оставить без удовлетворения, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 сентября 2020 года - без изменения.
Председательствующий Е.С. Егорова
Судьи Н.Н. Мартынова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.