Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Фрид Е.К, судей Косарева И.Э, Грибанова Ю.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Святухе Е.В, Святухе И.М. об истребовании имущества из чужого незаконного владения по кассационной жалобе Министерства обороны РФ на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Косарева И.Э, судебная коллегия
установила:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Святухе Е.В, Святухе И.М, в котором просило истребовать из незаконного владения ответчиков в федеральную собственность Российской Федерации земельный участок N площадью 600 кв.м, расположенный в "адрес", кадастровый номер N; земельный участок N площадью 600 кв.м, расположенный в "адрес", кадастровый номер N;.
В обоснование заявленных требований указано, чтораспоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года N 195-РПвоенный городок N К-1 (единый имущественный комплекс) был передан вфедеральную собственность для обеспечения стратегических интересовРоссийской Федерации в области обороны и безопасности государства.
25 марта 2015 года между Правительством Севастополя иМинистерством обороны Российской Федерации в лице Федеральногогосударственного казенного учреждения "Крымское территориальноеуправление имущественных отношений" Министерства обороны РоссийскойФедерации подписан акт приема-передачи имущества.
При оформлении правоустанавливающих документов на военныйгородок NК-1, выяснилось, что земельные участки, принадлежащиеответчикам, фактически является частью земельного участка военногогородка.
До передачи военного городка NК-1 в федеральную собственность, им на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года (значится в Приложении N2 к Соглашению), пользовалась Российская Федерация.
При этом, инвентаризация земель, находящихся в пользованииЧерноморского флота Российской Федерации, указанных в Приложении N2к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета МинистровУкраины от 21 декабря 2005 года N555-р, завершена не была.
В соответствии с положениями ст. 77 Земельного кодекса Украины ист. 93 Земельного кодекса Российской Федерации спорные земельныеучастки относится к землям обороны и не могли быть переданы первоначальным собственникам в собственность органом местного самоуправления.
Истец считал, что спорные земельные участки выбыли изгосударственной собственности в нарушение положений законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных отношений.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований Министерству обороны РФ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 июня 2020 года решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 03 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны РФ ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных постановлений со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что на момент предоставления в частную собственность ответчиков, спорные земельные участки фактически являлись частью земельного участка военного городка N К-1, который до передачи его в федеральную собственность использовался Черноморским флотом на условиях аренды. Спорные земельные участки выбыли из государственной собственности и перешли в собственность физического лица вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, поскольку Качинский поселковый Совет не был наделен полномочиями по распоряжению землями государственной собственности, не обладал соответствующей компетенцией и не имел правовых оснований для принятия решений о передаче третьим лицам части земельного участка военного городка N К-1. Суды необоснованно отклонили ходатайство истца о назначении и проведении судебной землеустроительной экспертизы, в связи с чем, был сделан неверный вывод об отсутствии доказательств того, что земельные участки ответчиков находятся в пределах границ военного городка.
На земельном участке военного городка NК-1 располагается Аэродром Кача, который является основным аэродромом морской авиации Черноморского флота. Расположение земельных участков, переданных в собственность гражданам для индивидуального дачного строительства, в том числе и земельного участка ответчика, в границах военного городка, нарушает требования Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил, которые содержат соответствующие нормы и требования по эксплуатации аэродромов, в том числе, запрещающие строительство в районе аэродромов зданий и иных объектов, которые могут послужить угрозой для безопасности полетов и созданию помех в работе радиотехнического оборудования.
Территория военного городка NК-1 огорожена истцом, в соответствии с требованиями приказа командующего Черноморским флотом, организован пропускной режим. Спорные земельные участки ответчиками не освоены.
В суд кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, определив в порядке ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах дела предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется.
Согласно ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационном судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено, что решением Качинского поселкового Совета N 237 от 24 октября 2006 года дано согласие ДСК "Арзу" на сбор материалов предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка ориентировочной площадью 10 га, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства.
На основании заявления ДСК "Арзу", положительного заключения Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов по материалам согласования места расположения земельного участка от 21 декабря 2006 года N, комплексного градостроительного заключения от 21 декабря 2006 года N, статей 12, 124, 125, 126 Земельного кодекса Украины, статьи 50 Закона Украины "О землеустройстве", Качинский поселковый Совет решением N 280 от 26 декабря 2006 года дал согласие ДСК "Арзу" на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 10 га для дачного строительства в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона.
Проект землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 10 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, разработан Государственным предприятием "Севастопольский геодезический центр", утвержден решением Качинского поселкового Совета от 25 мая 2007 года, земельный участок передан в аренду ДСК "Арзу" сроком на 50 лет в соответствии с договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Степанову А.В, как члену ОК ДСК "Арзу", передан в собственность земельный участок N, площадью 0, 0600 га, расположенный по адресу: "адрес"", целевое назначение - для индивидуального дачного строительства, кадастровый номер N.
11 ноября 2011 года Степанов А.В. продал спорный земельный участок Королеву Д.В.
Из архивной выписки ГКУ "Архив города Севастополя" от 28 августа 2017 года спорному земельному участку присвоен адрес- "адрес".
Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости и ему присвоен кадастровый номер N.
12 мая 2016 года Королев Д.В. продал земельный участок Святухе Е.В, Святухе И.М. по ? доли каждому.
Кроме того, на вышеуказанном земельном участке ответчиками возведен двухэтажный жилой дом площадью 253 кв.м, которые и являются правообладателями указанного жилого дома, что подтверждается выписками из ЕГРН от 31 августа 2016 года.
Решением Качинского поселкового Совета от 18 июня 2009 года N 1152 определено передать в частную собственность гражданам согласно прилагаемого списка земельные участки, находящиеся в их фактическом пользовании для ведения индивидуального дачного садоводства в границах землепользования СТ "Арзу".
Бойко С.Д, как члену ОК ДСК "Арзу", передан в собственность земельный участок N, площадью 0, 0600 га, расположенный по адресу: "адрес", целевое назначение - для индивидуального дачного строительства.
В 2009 году Бойко С.Д. получила государственный акт на право собственности на земельный участок с кадастровым номером N.
15 декабря 2012 года Бойко С.Д. продала указанный земельный участок Королеву Д.В.
Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости и ему присвоен кадастровый номер N.
12 мая 2016 года Королев Д.В. продал земельный участок Святухе Е.В, Святухе И.М. по ? доли каждому.
Заявляя иск об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения ответчиков, Министерство обороны РФ ссылается на расположение спорных земельных участков в составе земель военного городка N К-1, находящихся в пользовании Черноморского Флота РФ на основании межправительственных соглашений.
В приложении N 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 "Объекты авиации" указаны "аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней", номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138, 54 га.
Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года N195-РП в соответствии с порядком безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года N 483, в федеральную собственность Российской Федерации передано имущество, в том числе военный городок К-1.
25 марта 2015 между Правительством Севастополя и Министерством обороны РФ в лице ФГКУ "Крымское ТУИО" МО РФ подписан акт приема-передачи военного городка N К-1, площадью земельного участка 1139, 646 га, в виде единого имущественного комплекса.
Согласно акту осмотра, составленному представителями ФГКУ "Крымское ТУИО" N от 17 апреля 2019 года земельных участков военного городка N К-1, расположенных по адресу: "адрес", установлено, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка N К-1.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, и оценив доказательства по правилам статей 55, 59-61, 67, 79, 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 301, 302 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 81, 116, 118, 149 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ст. 12 Федерального конституционного закона РФ от 21 марта 2014 года N6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с такими выводами судов соглашается.
В ходе рассмотрения дела, судами достоверно установлено, что при рассмотрении материалов согласования места расположения земельного участка ориентировочной площадью 10, 0 га для дачного строительства, расположенного в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона, выявлено, что испрашиваемый ОК "ДСК "Арзу" земельный участок расположен в границах населенного пункта Кача, что подтверждается актом выбора земельного участка, согласованным управлением градостроительства и архитектуры СГГА, место расположения и целевое назначение земельного участка соответствует генплану поселка Кача, участок освоен, используется гражданами под огородничество более двадцати лет, имеются многолетние зеленые насаждения, согласно справке Севастопольского городского филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам" от 11 декабря 2006 года по данным государственного земельно-кадастрового учета по состоянию на 11 декабря 2006 года на земельный участок права землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрированы.
Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 2 апреля 2007 года утверждено заключение государственной экспертизы землеустроительной документации от 2 апреля 2007 года N, согласно которому проект землеустройства N по отводу земельного участка ОК "ДСК "Арзу" площадью 10 га в районе автомобильной ТЭЧ Качинского гарнизона для дачного строительства оценен положительно и отвечает нормативно-технической документации. В соответствии с приложенными выводами и заключениями ГУЗР, а также документами, предоставленными к технической документации, усматривается, что земельный участок расположен в границах населенного пункта п. Кача.
Согласно письма Отделения морской инженерной службы (ОМИС) Министерства обороны РФ от 21 мая 2007 года N 1231 вопрос границ земель, используемых Черноморским флотом, не входит в компетенцию ОМИС, относится к компетенции Управления земельных ресурсов города Севастополя.
Кроме того, план земельного участка, отводимого под дачное товарищество, ориентировочной площадью 10, 0 га согласован в мае 2006 года с начальником Военно-Воздушных сил Черноморского флота РФ, начальником штаба ВВС ЧФ, начальником гарнизона Кача, командиром войсковой части N.
Какие-либо указания на вхождение отводимых земельных участков в состав военного городка NК-1 отсутствуют. Охранные зоны инженерных коммуникаций согласованы также с войсковыми частями N, N, N с указанием на отсутствие каких-либо коммуникаций и сетей войсковых частей в границах отводимого земельного участка.
Решением Севастопольского городского Совета N 932 от 05 мая 2011 года, утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселок Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселок Кача увеличились, включая в себя территорию ОК "ДСК "Арзу".
Решением командующего Черноморским флотом от 12 мая 1997 года N 45/134 "О сокращении площадей земельных участков, находящихся в пользовании войсковых частей флота", утверждены представленные командирами войсковых частей дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением N1 к указанному решению земельный участок военного городка К1, используемый войсковой частью N (п. Кача) площадью 43, 8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1089, 3 га.
В связи с изложенным при отсутствии достоверных сведений о наложении границ земельных участков сторон следует признать обоснованными выводы судов о нецелесообразности назначения по делу землеустроительной экспертизы. Соответствующие доводы кассационной жалобы истца были предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания, поскольку иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Таким образом, нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 3 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.