Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Шишкиной М.В. на вступившие в законную силу решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2020 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Ангарского городского округа, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 27 июля 2020 г. Администрация Ангарского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2020 г. постановление от 27 июля 2020 г. отменено, администрация освобождена от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Шишкина М.В. просит решение отменить, приводя доводы о его незаконности.
Администрация Ангарского городского округа, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче настоящей жалобы на указанный выше акт, в установленный срок возражений не представила.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения мировым судьей Администрации Ангарского городского округа к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил установленный факт невыполнения в установленный срок (до 30.04.2020) законного предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 08.04.2020 года N243/20.
Районный суд с выводами мирового судьи в части наличия состава административного правонарушения согласился, но, признав правонарушение малозначительным.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок законного предписания.
Событие указанного административного правонарушения наступает по истечении срока, установленного для исполнения предписания соответствующего органа об устранении нарушений. Если данный срок определен конкретной датой, событие административного правонарушения наступает на следующий день после соответствующей даты.
В рассматриваемом случае срок исполнения предписания был установлен - 30 апреля 2020 г.
Материалами дела установлено, что предписание исполнено 30.04.2020, следовательно, на момент его исполнения срок, установленный для исполнения предписания, не истек, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не наступило.
Постановление мирового судьи о привлечении Администрации к административной ответственности, установленной данной нормой, и решение вышестоящей судебной инстанции вынесены без учета указанных обстоятельств в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Данный правовой подход изложен в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2019 г. N 14-АД19-3.
Также необходимо учитывать, что в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме того, из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок именно законного предписания.
Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, в ходе производства по делу об административном правонарушении неоднократно заявлял о допущенных нарушениях контролирующим органом, в частности о том, что акт проверки ему не вручался, что является грубым нарушением при проведении проверки.
Однако, ни одна из судебных инстанций не проверила данный довод.
В материалах дела имеется акт проверки, уведомление о дате составления протокола, почтовое уведомление без описи вложения.
Наличие данных документов без описи вложения не позволяет сделать однозначный вывод о том, что в адрес Администрации и акт проверки, и уведомление о дате составления протокола были направлены в одном конверте. В данном случае данный вопрос был принципиальным, поскольку не направление любого из указанных документов влекло за собой нарушение процессуальных прав Администрации.
Более того, признавая Администрацию виновной в невыполнении предписания в установленный срок, судебные инстанции оставили без внимания тот факт, что предписание от 08.04.2020 направлено по почте лишь 20.04.2020 и получено адресатом только 23 апреля 2020 г, при этом вопрос о достаточности срока для исполнения предписания судами не исследовался.
Вопрос о законности и исполнимости предписания подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьями обеих инстанций не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку судами обеих инстанций при рассмотрении дела не были соблюдены требования статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является существенным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, принятые решения нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Восьмого кассационного суда
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 27 г. Ангарска и Ангарского района Иркутской области от 27 июля 2020 г, решение Ангарского городского суда Иркутской области от 22 сентября 2020 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Ангарского городского округа, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.