Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Каа-Хемского кожууна Республики Тыва, поданную 30 декабря 2020 года, на решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 2 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 ноября 2020 года
по административному делу N 2а-231/2020 по административному исковому заявлению прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в защиту прав неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва", о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Самохиной М.В, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях, установила:
прокурор Каа-Хемского района Республики Тыва в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в Каа-Хемский районный суд Республики Тыва с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района "Каа-Хемский кожуун Республики Тыва" в непринятии мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, о возложении обязанности на Администрацию Каа-Хемского района в течение 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести санитарную очистку местности в 150 метров от дома, расположенного по адресу: с. Сарыг-Сеп, пер. Молодежный, д. 2 в северо-восточном направлении и в 150 метров от дома, расположенного по адресу: с. Сарыг-Сеп, ул. Восточный квартал, д. 30 "д" в северо-восточном направлении, также произвести санитарную очистку местности на всей территории от с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва в восточном направлении (до знака "Полигон сбора бытовых отходов").
В обоснование требований ссылался на то, что прокуратурой Каа-Хемского района Республики Тыва проведена выездная проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. В ходе которой совместно с представителем Администрации Каа-Хемского района Сарыг-Хуурак С.В. 17 июня 2020 года выявлены многочисленные места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов производства и потребления в 150 м. от дома, расположенного по адресу: с. Сарыг-Сеп, пер. Молодежный, д. 2 в северо-восточном направлении и в 150 м. от дома, расположенного по адресу: с. Сарыг-Сеп, ул. Восточный квартал, д.30 "д" в северо-восточном направлении. Проверкой установлено, что Администрацией Каа-Хемского района меры для ликвидации несанкционированных свалок (очистки территории от мусора) и их своевременного выявления не принимаются. Кроме того, практически на всей территории от с. Сарыг-Сеп в восточном направлении (до знака "Полигон сбора бытовых отходов") выявлены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой 18 июня 2020 года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Согласно ответу на представление от 13 августа 2020 года Администрацией Каа-Хемского района 27 мая 2020 года начаты работы по очищению несанкционированной свалки. Очистка мусора проведена до 2 июня 2020 года.
В ходе выездной проверки совместно с представителем Администрации Каа-Хемского района 17 июня 2020 июня установлено, что меры для уборки мусора не принимались, несанкционированные свалки отходов производства и потребления не ликвидированы. В результате непринятия мер Администрацией Каа-Хемского района по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Также это приводит к загрязнению окружающей среды.
Решением Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 2 сентября 2020 года постановлено административное исковое заявление и.о. прокурора Каа-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления, об обязании устранения допущенных нарушений, проведении санитарной очистки местности, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва по непринятию мер, направленных на организацию сбора и вывоза отходов производства и потребления. Обязать администрацию муниципального образования "Каа-Хемский кожуун" Республики Тыва в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести санитарную очистку местности в 150 метрах от дома, расположенного по адресу: с. Сарыг-Сеп, пер. Молодежный, д. 2 в северо-восточном направлении и в 150 метрах от дома, расположенного по адресу: с. Сарыг-Сеп, ул. Восточный квартал, д, 30 "д" в северо-восточном направлении, также произвести санитарную очистку местности на всей территории от с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва в восточном направлении (до знака "Полигон сбора бытовых отходов").
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 ноября 2020 года решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 2 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрацией Каа-Хемского кожууна Республики Тыва ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Республики Тыва, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1 части 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Руководствуясь указанными нормами материального права, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что представленные достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что на территории Каа-Хемского района выявлены несанкционированные свалки мусора, мер по ликвидации которых не принимается, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку ненадлежащее исполнение Администрацией Каа-Хемского района Республики Тыва обязанностей по организации очистки территории муниципального образования от мусора и отходов повлекло образование несанкционированной свалки мусора, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняет ущерб окружающей среде, тем самым нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории Каа-Хемского района Республики Тыва.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что срок для исполнения приходится на зимний цикл месяцев, когда фактическое исполнение решения суда не представляется возможным из-за замерзания верхней части земной поверхности, который затрудняет очищение его от мусора, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности выводов о допущенном незаконном бездействии. Срок, установленный судом, равный 5 месяцам, судебная коллегия находит разумным и достаточным для исполнения возложенной обязанности. При невозможности исполнения судебного акта по причинам, не зависящим от административного ответчика, последний вправе в соответствии с положениями статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" поставить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии сведений о местоположении несанкционированных свалок, поскольку в ходе рассмотрения дела административным ответчиком указанные обстоятельства не оспаривались, доказательств расположения несанкционированных свалок за пределами земель муниципального района, а равно доказательств размещения несанкционированного размещения мусора на земельных участках, переданных в пользование каким - либо лицам в ходе рассмотрения дела не представлено. На указанные обстоятельства, как на основание своих возражений, административный ответчик как в ходе проведенной прокурорской проверки, так и в ходе рассмотрения настоящего дела не ссылался. Кассационная жалобы ссылки на доказательства, обосновывающие данные возражения также не содержит.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. В силу положений главы V.1 указанного федерального закона, регулирующих деятельность региональных операторов, разрешение вопросов по ликвидации несанкционированных свалок не включено в круг обязанностей региональных операторов, в связи с чем доводы кассационной жалобы о нарушении норм процессуального права при определении состава лиц, подлежащих привлечению к участию в деле наличие безусловных оснований для отмены судебных актов не подтверждают.
Конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тождественности требований административного искового заявления требованиям по ранее рассмотренным делам кассационная жалоба не содержит, в связи с чем указанные доводы не могут являться основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела, доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, нарушение судами норм права не подтверждают, оснований для выхода за пределы доводов кассационной с целью защиты интересов неопределенного круга лиц, не установлено, оснований для отмены судебных актов в пределах доводы кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 2 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.