Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-324/2020 (УИД: 42RS0003-01-2020-000498-79) по иску Поломошнова Дмитрия Валерьевича к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Березовскому о признании права на пенсионное обеспечение по выслуге лет, о возложении обязанности на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области произвести перерасчет стажа службы, дающего право на льготное исчисление выслуги лет для выхода на пенсию, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Поломошнов Дмитрий Валерьевич (далее - Поломошнов Д.В, истец) обратился с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области (далее - ГУ МВД России по Кемеровской области, ответчик), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Березовскому (далее - Отдел МВД России по г. Березовскому, ответчик) о признании права на пенсионное обеспечение по выслуге лет, о возложении обязанности на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области произвести перерасчет стажа службы, дающего право на льготное исчисление выслуги лет для выхода на пенсию.
В обоснование заявленных требований Поломошнов Д.В. указал, что с 10 декабря 2007 г. по 10 января 2020 г. проходил службу в ОГИБДД Отдела МВД России по г. Березовскому.
С 10 марта 2008 г. по 1 июля 2010 г. должность, которую занимал Поломошнов Д.В, называлась "инспектор моторизованной группы дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД отдела внутренних дел по г. Березовскому Кемеровской области".
В должностные обязанности Поломошнова Д.В. в указанный период службы вменялось осуществление контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований правил дорожного движения, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом МВД России от 22 июня 2009 г. N 472 "Об утверждении Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях" утвержден перечень подразделений и должностей, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях.
В соответствии с п.2 Примечания к указанному выше приказу право на исчисление срока службы из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца предоставляется - "лицам, проходившим службу в подразделениях и должностях начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных настоящим Перечнем, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".
В январе 2020 года Поломошновым Д.В. подан рапорт об увольнении с 10 января 2020 г. из органов внутренних дел Российской Федерации по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
На основании рапорта от 9 января 2020 г. N контракт с Поломошновым Д.В. расторгнут, он уволен с 10 января 2020 г. со службы в органах внутренних дел.
В данном приказе указано, что выслуга лет на 10 января 2020 г. в календарном исчислении составила 15 лет 5 месяцев 25 дней, в льготном исчислении - 20 лет 3 месяца 13 дней. Таким образом, в льготный стаж, исчисляемый в расчете 1 месяц службы за 1, 5 месяца, не включен период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г.
Поломошнов Д.В. обращаясь с иском в суд, ссылался на то, что указанный период необоснованно исключен как льготный и засчитан в календарном исчислении. В указанный период, несмотря на то, что в названии должности присутствует определение "моторизованной" группы, он исполнял обязанности, соответствующие должности "Инспектор (дорожно-патрульной службы) группы дорожно-патрульной службы отделения ГИК Д/Т Отдела МВД по г. Березовскому", так занимаемая им должность именовалась с июля 2010 г. по июль 2011 г. и этот период уже был включен в период для начисления стажа в льготном исчислении. Понятие "моторизованная" в данном случае является прилагательным и определяет процесс оснащения подразделения (группы) ДПС моторным транспортом. Формулировка "инспектор (моторизованной) группы дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД отдела внутренних дел по г. Березовскому Кемеровской области" не может умалять его права на назначение пенсии по выслуге лет с учетом льготного исчисления стажа, поскольку в противном случае будет нарушено его право на пенсионное обеспечение, гарантированное государством и закрепленное в Конституции Российской Федерации.
Тот факт, что в период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2020 г. являясь инспектором моторизованной группы ДПС Поломошнов Д.В. исполнял функции непосредственно по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, является основополагающим, дающим право на исчисление срока службы в указанный период в льготном исчислении.
Поломошнов Д.В. просил суд обязать ГУ МВД России по Кемеровской области произвести перерасчет стажа службы за выслугу лет и засчитать стаж службы в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца за период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2020 г. исковые требования Поломошнова Д.В. удовлетворены. На ГУ МВД России по Кемеровской области возложена обязанность произвести Поломошнову Д.В. перерасчет стажа службы за выслугу лет и засчитать стаж службы в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца за период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г. С ГУ МВД России по Кемеровской области в пользу Поломошнова Д.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 октября 2020 г. решение Березовского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ГУ МВД России по Кемеровской области ставится вопрос об отмене решения Березовского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским Кемеровского областного суда от 22 октября 2020 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Поломошнов Д.В, представители ответчиков ГУ МВД России по Кемеровской области, Отдела МВД России по г. Березовскому, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Поломошнов Д.В. проходил службу с 10 декабря 2007 г. по 10 января 2020 г. в ОГИБДД Отдела МВД России по г. Березовскому Кемеровской области
Из справки-объективки следует, что с декабря 2007 года по март 2008 года Поломошнов Д.В. являлся стажером по должности инспектора моторизованной группы дорожно-патрульной службы ОГИБДД ОВД по г. Березовскому, с марта 2008 г. по июль 2010 г. инспектором моторизованной группы дорожно-патрульной службы ОГИБДД отдела внутренних дел по г. Березовскому.
1 января 2012 г. с Поломошновым Д.В. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, с условиями которого Поломошнов Д.В. обязуется выполнять обязанности по должности инспектора (дорожно-патрульной) службы группы дорожно-патрульной службы ГИБДД Отдела МВД России по г. Березовскому.
Приказом начальника Отдела МВД России по г. Березовскому от 9 января 2020 г. N с Поломошновым Д.В. расторгнут контракт и он уволен 10 января 2020 г. со службы в органах внутренних дел с должности старшего инспектора (дорожно-патрульной службы) отделения дорожно-патрульной службы ГИБДД Отдела МВД России по г. Березовскому по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Выслуга лет Поломошнова Д.В. на 10 января 2020 г. в календарном исчислении составляет 15 лет 5 месяцев 25 дней, в льготном исчислении 20 лет 3 месяца 13 дней.
Из ответа помощника начальника Отдела МВД России (по работе с личным составом) - начальника отделения Отдела МВД России по г. Березовскому от 14 июля 2020 г. следует, что льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно в случае наличия у сотрудников Госавтоинспекции, замещающих должности, поименованные в Перечне подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 472, соответствующих полномочий по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения. В Перечне не предусмотрена должность инспектора моторизованной группы дорожно-патрульной службы ГИБДД. В связи с тем, что должностной инструкции, где указаны полномочия Поломошнова Д.В. за период с 10 марта 2008 г. по 1 июля 2010 г. не сохранилось, а также в связи с отсутствием должности инспектора моторизованной группы дорожно-патрульной службы ГИБДД в Перечне, указанный период в льготное исчисление выслуги лет включен не был.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, в том числе показания свидетелей, по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности, установив, что в период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г. когда должность Поломошнова Д.В. именовалась "инспектор моторизованной группы дорожно-патрульной службы ОГИБДД отдела внутренних дел по г. Березовскому" он исполнял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на ГУ МВД России по Кемеровской области произвести Поломошнову Д.В. перерасчет стажа службы за выслугу лет и засчитать стаж службы в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца за период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г.
Кроме того, суд первой инстанции указал, несмотря на то, что в названии подразделения (группы) присутствует определение "моторизованная группа", Поломошнов Д.В. исполнял обязанности, соответствующие должности "инспектор (дорожно-патрульной службы) группы дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД Отдела МВД по г. Березовскому". При этом, понятие "моторизованная" является прилагательным, определяющим процесс оснащения подразделения (группы) моторным транспортом.
Руководствуясь ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ГУ МВД России по Кемеровской области расходов на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Возможность зачета в выслугу лет службы в льготном исчислении 1 месяц за 1, 5 месяца предусмотрена пп. "г" п. 3 Порядка в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 472 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях (далее - Перечень).
В соответствии с данным Перечнем право на льготное исчисление выслуги имеет инспектор дорожно-патрульной службы, проходящий службу в составе полка (батальона, роты, взвода, в том числе отдельного, отделения, группы) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированного полка (батальона, роты, взвода, в том числе отдельного, отделения, группы) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированного батальона (роты, взвода) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования.
Из приведенного Перечня следует, что служба должна проходить в подразделении "дорожно-патрульной службы" ГИБДД, в перечне указана должность инспектора дорожно-патрульной службы.
В соответствии с Перечнем, сотрудникам Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба с 1 января 2009 г. из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В соответствии с Примечанием N 2 к Перечню исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам, замещающим должности, указанные в Перечне, осуществляется при условии исполнения ими функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно в случае наличия у сотрудников Госавтоинспекции, замещающих должности, поименованные в Перечне, соответствующих полномочий по исполнению функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185, действовавшего до 19 октября 2017 г. (далее - Административный регламент), определено, что исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется сотрудниками Госавтоинспекции, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения.
В соответствии с п. 35 Административного регламента исполнение сотрудниками административных процедур (административных действий) осуществляется на постах, в том числе стационарных, маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве.
Пунктом 31 Административного регламента установлено, что исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
При этом основанием для начала исполнения государственной функции и для осуществления контроля за дорожным движением является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу (п. 32 Административного регламента).
Установив, что в период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г. занимая должность инспектора моторизованной группы дорожно-патрульной службы ОГИБДД отдела внутренних дел по г. Березовскому Поломошнов Д.В. осуществлял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, судебные инстанции пришли к правильному выводу о возложении обязанности на ГУ МВД России по Кемеровской области произвести Поломошнову Д.В. перерасчет стажа службы за выслугу лет и засчитать стаж службы в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1, 5 месяца за период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г.
Выводы судов в обжалуемых судебных постановлениях мотивированы со ссылкой на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают. Полученные судами сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценены в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, признаны достаточными и достоверными.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом не представлено достоверных доказательств исполнения им функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в период с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г, направлены на переоценку доказательств, исследованных и оцененных судебными инстанциями, и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Березовского городского суда Кемеровской области от 5 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.