Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1228/2020 (УИД: 38RS0032-01-2020-000729-83) по иску Орлова Александра Владимировича к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Орлова Александра Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Орлов Александр Владимирович (далее - Орлов А.В, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (далее - Центр ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1, пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Орлов А.В. указал, что 24 октября 2019 г. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее - УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска от 12 ноября 2019 г. N Орлову А.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ 7 лет 6 месяцев, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в возрасте 57 лет.
Орлов А.В. с данным решением не согласился, поскольку отработал каменщиком в Строительно-монтажном Управлении N Министерства гражданской авиации СССР (переименовано в АО "Сибавиастрой") более 15 лет, при этом работу каменщика всегда выполнял в составе бригад каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад. Полагал, что пенсионный орган обязан зачесть в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период его работы с 1 ноября 1982 г. по 1 июля 1998 г. каменщиком 2 разряда в Строительно-монтажном Управлении N Министерства гражданской авиации СССР.
Орлов А.В. просил суд признать решение УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска от 12 ноября 2019 г. N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ период работы с 1 ноября 1982 г. по 1 июля 1998 г. в должности каменщика Строительно-монтажном Управлении N Министерства гражданской авиации СССР, переименованное в АО "Сибавиастрой", признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 октября 2019 г.
Определением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 27 мая 2020 г. произведена замена ответчика УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска его правопреемником Центр ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1.
Решением Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 июня 2020 г. исковые требования Орлова А.В. удовлетворены частично. Решение УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска от 12 ноября 2019 г. N об отказе Орлову А.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости признано незаконным. На Центр ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1 возложена обязанность включить период работы Орлова А.В. в Строительно-монтажном Управлении N Министерства гражданской авиации СССР с 1 ноября 1982 г. по 1 июля 1998 г. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за Орловым А.В. признано право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На Центр ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1 возложена обязанность назначить Орлову А.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 октября 2019 г. В удовлетворении исковых требований об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 октября 2019 г. Орлову А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г. решение Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 11 июня 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Орлова А.В. отказано.
В кассационной жалобе Орловым А.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Орлов А.В, представитель ответчика Центр ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Орлов А.В. 31 октября 2019 г. обратился в УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска от 12 ноября 2019 г. N Орлову А.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2, при требуемом в возрасте 57 лет не менее 7 лет 6 месяцев.
Страховой стаж Орлова А.В. на момент обращения в пенсионный орган составлял 30 лет 9 месяцев 2 дня.
При этом пенсионным органом не зачтен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 1 ноября 1982 г. по 1 июля 1998 г. каменщиком 2 разряда в Строительно-монтажном Управлении N Министерства гражданской авиации СССР.
Из копии трудовой книжки следует, что Орлов А.В. 1 ноября 1982 г. принят в Строительно-монтажное управление N Министерства гражданской авиации каменщиком 2 р, 21 марта 1983 г. присвоен 3 разряд плотника, 29 января 1988 г. присвоена квалификация каменщик 2 разряда, совмещаемая - плотник 2 разряда, 12 апреля 1989 г. присвоена смежная квалификация стропальщик, 1 января 1993 г. СМУ-11 ГА переименовано в АО "Сибавиастрой", 1 июля 1998 г. уволен по собственному желанию.
Согласно приказу начальника Строительно-монтажного управления N Министерства гражданской авиации СССР от 29 октября 1982 г. N Орлов А.В. принят каменщиком второго разряда со сдельной оплатой труда с 1 ноября 1982 г.
Согласно приказу генерального директора ОАО "Сибавиастрой" от 1 июля 1998 г. N Орлов А.В, каменщик 2 разряда, уволен 1 июля 1998 г. по собственному желанию.
Судом первой инстанции также установлено, что из справки, выданной 15 мая 2009 г. ОАО "Сибавиастрой", следует, что СМУ-11 Гражданской авиации организовано в 1929 году как строительная организация, которая осуществляла строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений и иных объектов. Для своей деятельности с 1929 года были созданы комплексные бригады строителей, которые существуют по сей день. В годы своего существования построены: здание "Аэропорт-Иркутск", комплексы кирпичных домов по улицам Омулевского, Ширямова, Жукова, Поленова и т.д. ОАО "Сибавиастрой" является правопреемником Строительно-монтажного управления N Гражданской авиации и Акционерного общества открытого типа (АООТ) "Сибавиастрой".
Разрешая требования Орлова А.В. о возложении обязанности на пенсионный орган включить в стаж на соответствующих видах работ период работы с 1 ноября 1982 г. по 1 июля 1998 г. в должности каменщика Строительно-монтажном Управлении N Министерства гражданской авиации СССР, суд первой инстанции установив, что Орлов А.В. в спорный период осуществлял трудовую деятельность в особых условиях труда, в должности, предусмотренной Списком N 2 - в строительной организации в должности каменщика, при этом постоянно работал в составе комплексной бригады, пришел к выводу о наличии правовых основания для включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", указанного периода работы Орлова А.В.
Установив, что с учетом спорного периода работы у Орлова А.В. на момент обращения в пенсионный орган имелся стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 более 15 лет, также требуемый страховой стаж, Орлов А.В. обратился в пенсионный орган 31 октября 2019 г, руководствуясь ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на пенсионный орган назначить Орлову А.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 31 октября 2019 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав что они не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Орлова А.В, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Орловым А.В. не представлено доказательств, подтверждающих, что в спорный период он работал в должности каменщика, постоянно работающего в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
При этом, исследовав и оценив в силу полномочий, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции указал, что судом первой инстанции не приняты во внимание справка, выданная 26 ноября 2019 г. АО "Сибавиастрой", из которой следует, что в период с 1 ноября 1982 г. по 1 июля 1998 г. приказы о создании комплексной бригады (специализированного звена) каменщиков не издавались, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на 11 ноября 2019 г, из которой усматривается, что в спорный период не указан код особых условий труда, должность указана - стропальщик, справка, уточняющая характер работы, подтверждающая право на назначение досрочной страховой пенсии по старости работодателем истцу не выдавалась.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что справка, выданная 26 ноября 2019 г. АО "Сибавиастрой", полностью опровергает выводы суда первой инстанции, основанные на справке, выданной 15 мая 2009 г. ОАО "Сибавиастрой", на которую сослался суд по результатам обозрения другого гражданского дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 г.).
Списком N 2 от 22 августа 1956 г. должность каменщика (кроме каменщиков на горячих работах, футеровщиков-каменщиков в определенных производствах) не предусмотрена.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680) Списка N 2 от 26 января 1991 г, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
Согласно абз. 1 п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Из разъяснений, содержащихся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. N 06/12600 следует, что если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, по периодам работы данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г, рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В абз. 2 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч.3 ст.14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В абз. 5 п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем Орлова А.В, подтверждающие, что он в спорный период работал в составе бригады каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад и имел право на включение этого периода работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Орлова А.В, являются правильными.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм пенсионного законодательства, и исследовании имеющихся в деле доказательствах, которым в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ судом апелляционной инстанции дана оценка.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на решение Кировского районного суда города Иркутска Иркутской области от 18 мая 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июля 2017 г. не опровергает законность обжалуемого Орловым А.В. судебного постановления, поскольку указанные судебные акты вынесены по делам с другими фактическими обстоятельствами.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 9 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Орлова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.