Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.
судей Вдовиченко С.В. и Стаховой Т.М, при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-670/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью (ООО) "СМП "Шанс" о признании недействующим подпункта 3 пункта 18 Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, а также при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N462-пп и введенного постановлением правительства Архангельской области от 14 февраля 2017 г. N58-пп "О внесении изменений в постановление правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N462-пп" по апелляционной жалобе правительства Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 02 декабря 2020 г, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителей административного истца Ершова Д.Л, Фефилову В.В, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заинтересованного лица министерства здравоохранения Архангельской области Коробейникова Д.Е, поддержавшего апелляционную жалобу, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
12 октября 2012 г. правительством Архангельской области принято постановление N462-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области на 2013-2015 годы" (далее-постановление N462-пп).
Постановлением правительства Архангельской области от 14 февраля 2017 г. N58-пп в постановление N462-пп внесены изменения, в том числе последнее дополнено Положением о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, а также при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области (далее-Положение).
Подпунктом 3 пункта 18 Положения предусмотрено, что одним из оснований для отказа в предоставлении субсидии являются случаи оказания скорой медицинской помощи не в рамках единого номера вызова скорой медицинской помощи.
Оспариваемый региональный нормативный правовой акт, а также нормативные правовое акты, которыми внесены в него изменения, официально опубликованы в установленном порядке.
Являясь организацией, участвующей в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, и оказывающей скорую медицинскую помощь гражданам на территории города Архангельска, ООО "СМП "Шанс" (далее-административный истец, Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим подпункта 3 пункта 18 Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, а также при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N462-пп и введенного постановлением правительства Архангельской области от 14 февраля 2017 г. N58-пп.
Административный истец полагал, что подпункт 3 пункта 18 Положения противоречит ст.37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункту 9 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N388 н. (далее-Порядок), в силу которых вызов скорой медицинской помощи может быт осуществлен не только по телефону путем набора номеров "03", "103", "112", но и путем набора номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь; с помощью коротких текстовых сообщений (SMS) при наличии технической возможности; при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь; при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб.
В соответствии со ст.35 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", региональными актами, соглашением, Общество осуществляет деятельность по единому номеру вызова скорой медицинской помощи "112", взаимодействует с экстренной оперативной службой по приему вызовов по номерам "03", "103", а также принимает вызовы по своему номеру телефона.
Право использования медицинской организацией своего номера для приема вызовов скорой медицинской помощи, равно как и право пациентов на выбор способа вызова скорой помощи предоставлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N323-ФЗ), Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемых Правительством Российской Федерации на соответствующие периоды, финансовое обеспечение в части оплаты скорой медицинской помощи, оказанной в рамках территориальной программы государственных гарантий медицинской помощи, не застрахованным в рамках обязательного медицинского образования, и при заболеваниях и состояниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, возлагается на субъекты Российской Федерации.
В региональных законах о бюджете Архангельской области не содержится ограничений предоставления субсидий в части приема вызовов скорой медицинской помощи только по единому номеру и предполагается возмещение всех затрат юридических лиц на оказание скорой медицинской помощи, осуществляемой вне рамок обязательного медицинского страхования по территориальной программе государственных гарантий.
Иных источников финансирования данных услуг, кроме средств областного бюджета, действующим законодательством не предусмотрено.
Фактически Общество при оказании скорой медицинской помощи вне рамок системы единого номера вызова скорой медицинской помощи оказывает скорую медицинскую помощь за счет собственных средств. Так, за оказанную в период 2017-2019 гг. скорую медицинскую помощь вне рамок системы единого номера Обществу не оплачен 91 вызов скорой медицинской помощи, равно как не оплачиваются вызовы не в рамках единого номера в 2020 г, что влечет нарушение прав административного истца.
Решением Архангельского областного суда от 02 декабря 2020 г. административный иск ООО "СМП "Шанс" удовлетворен.
Подпункт 3 пункта 18 Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, а также при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N462-пп, и введенного постановлением правительства Архангельской области от 14 февраля 2017 г. N58-пп, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе правительство Архангельской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска ООО "СМП "Шанс" отказать.
Так, судом не учтено, что необходимость включения телефонного номера в систему единого номера вызова скорой медицинской помощи Общества следует из положений ст.35 Федерального закона N323-ФЗ, постановления Правительства РФ N958. В противном случае возможно наступление негативных последствий для граждан.
Ссылаясь на ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.26.3 Федерального закона N184-ФЗ, правительство Архангельской области не согласилось с выводом суда о том, что субсидия является обязательством субъектов Российской Федерации.
Судом не исследована и не оценена ссылка правительства Архангельской области на п.8 территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2020 г, и на плановый период 2021 г. и 2022 гг. (утв. постановлением правительства Архангельской области от 24.12.2019 г. N777-пп), которым предусмотрено, что оказание скорой медицинской помощи осуществляется через систему единого номера вызова скорой медицинской помощи.
Требование по интеграции номеров телефона Общества в систему единого номера не противоречит федеральному законодательству, что подтверждается постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 г. по делу NА05-4965/2020.
Общество не входит в государственную или муниципальную систему здравоохранения, является частной организацией и в соответствии с территориальной программой не обязано оказывать скорую медицинскую помощь гражданам бесплатно.
Административный ответчик полагал, что организация оказания скорой медицинской помощи через частные медицинские организации не относится к полномочиям субъектов Российской Федерации, соответственно не является обязательным расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Административным истцом ООО "СМП "Шанс" и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения в письменном виде относительно поданной жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установив компенсационный характер субсидий, порядок выплаты которых за счет средств регионального бюджета определен оспариваемым Положением, суд сделал вывод о том, что федеральное законодательство не предусматривает возможности отказа в выплате названных субсидий в случае оказания скорой медицинской помощи не в рамках системы единого номера вызова скорой медицинской помощи. Суд сослался на необоснованность утверждения административного ответчика о необходимости интеграции всех телефонных номером Общества в единый номер вызова экстренных оперативных служб. Не согласился суд с утверждением административного ответчика о том, что Общество должно осуществлять перечисленные услуги за плату. Суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Архангельской области по делу NА05-4965/2020 в силу ч.2 ст.64 КАС РФ не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела. В связи с чем, суд административный иск удовлетворил, признав оспариваемую норму регионального Положения недействующей.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными по следующим основаниям.
В силу положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранения и укрепления общественного здоровья находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации").
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N323-ФЗ) определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения; разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации (пункты 2, 3, 5, 11).
Как один из видов медицинской помощи, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
На территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (части 1-3 статьи 35 Федерального закона N323-ФЗ).
Частью 1 статьи 37 Федерального закона N323-ФЗ предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Порядок финансового обеспечения граждан медицинской помощью урегулирован статьей 83 Федерального закона N323-ФЗ.
В частности, финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования) (пункт 2 части 3 статьи 83 Федерального закона N83-ФЗ).
В части 10 статьи 83 Федерального закона N323-ФЗ определено, что расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Названной федеральной нормой предусмотрено, что источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (части 10 и 11 статьи 83 Федерального закона N323-ФЗ).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N1506 (далее-Программа государственных гарантий), устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Так, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно (раздел II Программы государственных гарантий).
В разделе V Программы государственных гарантий определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам.
Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N388н утвержден Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, пунктом 9 которого предусмотрено, что вызов скорой медицинской помощи осуществляется: по телефону путем набора номеров "03", "103", "112" и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь (а); с помощью коротких текстовых сообщений (SMS) при наличии технической возможности (б); при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь (в); при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь, заполненной в электронном виде карточки вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб (г) (далее-Порядок).
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, установлен статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, подпунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N1492 (на момент утверждения оспариваемого Положения действовали Общие требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 г. N887).
В силу статьи 2 закона Архангельской области от 18 марта 2013 г. N629-38-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан" (далее-закон Архангельской области от 18.03.2013г. N629-38-ОЗ) законодательство Архангельской области в сфере охраны здоровья основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", других федеральных законов, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения") и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из настоящего закона, других областных законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области, направленных на регулирование отношений в сфере охраны здоровья.
В соответствии со статьей 5 закона Архангельской области от 18.03.2013 г. N629-38-ОЗ к полномочиям правительства Архангельской области относится: утверждение государственных программ Архангельской области в сфере развития здравоохранения, утверждение территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области (далее - территориальная программа), включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования на территории Архангельской области (пункты 2, 4).
Региональными законами о бюджете Архангельской области от 23.12.2016 г. N503-31-ОЗ, от 15.12.2017 г. N581-40-ОЗ, от 17.12.2018 г. N35-4-ОЗ, от 13.12.2019 г. N188-13-ОЗ на 2017-2020 годы в областном бюджете заложены субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации.
Согласно пункта 4 ранее действующей Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2020 г. и на плановый период 2021 г. и 2022 г, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 24.12.2019 г. N777-пп, (далее-Территориальная программа) в рамках данной программы бесплатно предоставляется, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
В пункте 8 Территориальной программы определено, что оказание скорой медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, в рамках централизованного управления бригадами скорой медицинской помощи через объединенный информационный диспетчерский пункт с использованием системы единого номера вызова скорой медицинской помощи "03", "103", "112".Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается государственными медицинскими организациями Архангельской области бесплатно.
Подпунктом 4 пункта 31 Территориальной программы предусмотрено, что в части оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации юридическими лицами (за исключением государственных медицинских организаций) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы ОМС, в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, а также при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 462-пп.
ООО "СМП "Шанс" включено в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, с указанием медицинских организаций, проводящих профилактические осмотры, в том числе в рамках диспансеризации (п.86 Приложения 1 к Территориальной программе).
Аналогичные положения содержатся и в действующей Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 22.12.2020 г. N911-пп.
Постановлением правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N426-пп утверждена государственная программа Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области", пунктом 2.8 раздела II "Характеристика подпрограмм государственной программы" которой предусмотрено, что с 2016 года реализацию мероприятия пункта 6 (в части возмещения затрат, связанных с оказанием скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области) перечня мероприятий подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляет министерство здравоохранения (далее- постановление N426-пп).
Постановлением правительства Архангельской области от 14 февраля 2017 г. N58-пп (далее-постановление N58-пп) внесены изменения в постановление N426-пп. В частности, пункт 1 постановления N426-пп изложен в иной редакции, согласно которой названным пунктом утверждено также Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, а также при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области (далее-Положение).
Постановления NN426-пп, 58-пп приняты на основании ст.179 БК РФ, п.1 ст.21 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. "а" ст.31.2 Устава Архангельской области, Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 10 июля 2012 г. N299-пп.
В пункте 1 Положения отражено, что оно разработано соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887, государственной программой Архангельской области "Развитие здравоохранения Архангельской области", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года N 462-пп и устанавливает порядок и условия предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием скорой медицинской помощи вне медицинской организации гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, а также при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, юридическими лицами (за исключением государственных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области (далее соответственно- субсидии, заявитель).
Пунктом 4 Положения установлены условия, которым должны соответствовать заявители для получения субсидии (подпункты 1-9).
Так, в подпункте 1 пункта 4 Положения указано, что заявители должны быть включены в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В подпункте 2 пункта 4 Положения указано, что одним из условий является осуществление заявителем деятельности соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388н (далее - Порядок оказания скорой медицинской помощи), и на основе стандартов медицинской помощи.
Также, подпунктом 3 пункта 4 Положения в качестве одного из условий определено, что при реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области при оказании скорой медицинской помощи должны осуществлять деятельность в рамках системы единого номера вызова скорой медицинской помощи.
Таким образом, исходя из совокупного анализа положений статей 32, 35, 37, 83 Федерального закона N323-ФЗ следует, что скорая медицинская помощь может оказываться не только государственными медицинскими учреждениями, но и медицинскими учреждениями частной системы здравоохранения. При этом расходы, связанные с оказанием гражданам скорой медицинской помощи подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Как следует из анализа приведенной выше Программы государственных гарантий, разделом V предусмотрено обязательное финансовое обеспечение за счет бюджета субъекта Российской Федерации оказания скорой, в том числе и специализированной скорой медицинской помощи, как не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, так при ее оказании лицам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) законами Архангельской области предусмотрена выплата субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи вне медицинской организации.
Исследовав указанное федеральное и региональное законодательство, регулирующее вопросы финансового обеспечения оказания скорой медицинской помощи, включая вопросы, касающиеся порядка компенсации расходов, понесенных медицинскими организациями (частной системы здравоохранения), суд пришел к правильному выводу о том, что субсидии на возмещение затрат, порядок выплаты которых установлен Положением, являются компенсационными, их выплата носит обязательный характер, причем компенсация поименованных расходов возложена на бюджеты субъектов Российской Федерации.
Верно также суждение суда о том, что федеральное законодательство не предусматривает возможности отказа в выплате субсидии в случае оказания скорой медицинской помощи при обращении не в рамках системы единого номера вызова скорой медицинской помощи. Возможность вызова скорой медицинской помощи не только по единому номеру вызова скорой медицинской помощи напрямую предусмотрена подзаконным актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти- приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 г. N388н.
При этом, оказание скорой медицинской помощи именно в соответствии с данным приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 г. N388 н (утвердившего Порядок оказания скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи) является согласно подпункту 2 пункта 4 Порядка одним из обязательных условий для выплаты субсидии.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что оспариваемая региональная норма не только не соответствует приведенному федеральному законодательству, регулирующего вопросы финансового обеспечения скорой медицинской помощи, но и прямо противоречит пункту 9 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N388н.
Установив, что оспариваемое Положение не только противоречит федеральному законодательству, но и нарушает права административного истца, который является участником Территориальных программ и оказывает скорую медицинскую помощь бесплатно, суд правомерно признал недействующим подпункт 3 пункта 18 Положения.
Суд отметил и необоснованность утверждения административного ответчика о необходимости интеграции всех телефонных номеров Общества в систему единого номера вызова экстренных оперативных служб ("03", "103", "112"). Такое суждение административного ответчика не основано ни на положениях ст.35 Федерального закона N323-ФЗ, ни на требованиях постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", ни на иных федеральных нормах.
Утверждение административного ответчика о том, что Общество вправе оказывать скорую медицинскую помощь за плату несостоятельно в силу включения Общества в перечни медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022, 2023 годов, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, с указанием медицинских организаций, проводящих профилактические осмотры, в том числе в рамках диспансеризации, являющиеся приложениями к соответствующим Территориальным программам.
Ссылаясь на вступившее в законную силу решение арбитражного суда Архангельской области от 26.07.2020 г. по арбитражному делу N А05-4965/2020, административный истец просил применить ст.64 КАС РФ, указав, что обстоятельства, установленные решением арбитражного суда, имеют правовое значение для разрешения настоящего административного дела и не подлежат доказыванию.
Установив, что решением арбитражного суда Архангельской области от 26.07.2020 г. отказано в удовлетворении иска ООО "СМП "Шанс" к министерству здравоохранения Архангельской области о взыскании 200 519 руб. 06 коп, не принятых к оплате услуг скорой медицинской помощи, оказанной в период с 2017 г. по 2019 г, суд обоснованно указал о том, что предметом проверки арбитражного суда оспариваемая норма Положения не являлась. Мотивы, в силу которых арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, правового значения в соответствии с правилами ст.64 КАС РФ для разрешения настоящего административного дела не имеют.
Вывод суда об отсутствии оснований для применения ч.2 ст.64 КАС РФ мотивирован и обоснован.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия считает выводы суда законными, обоснованными и мотивированными, а суждения в жалобе несостоятельными. Выводы суда соответствуют приведенным федеральным нормам.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда. По существу, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, и занятую ими при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая получила надлежащую оценку и признана несостоятельной.
Довод административного ответчика о том, что оспариваемое Положение не определяет порядок оказания скорой медицинской помощи, а предусматривает порядок выплаты субсидии при оказании скорой медицинской помощи (поэтому акт, установивший на федеральном уровне порядок оказания скорой медицинской помощи не должен учитываться), не может быть признан состоятельным.
В силу статей 72, 76 Конституции Российской Федерации принимаемые по вопросам совместного ведения региональные нормативные правовые акты должны соответствовать федеральным законам.
Вопрос компенсации услуг скорой медицинской помощи урегулирован федеральным законодательством в сфере охраны здоровья граждан, а именно ст.83 Федерального закона N323-ФЗ, Программой государственных гарантий.
Как уже отмечалось, соблюдение Порядка является одним из условий предоставления субсидии в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Положения.
Ссылка административного ответчика на п.8 Территориальной программы (в части обязательного требования об осуществлении вызова скорой медицинской помощи через объединенный информационный диспетчерский пункт с использованием системы единого номера вызова скорой медицинской помощи "03", "103", "112") не свидетельствует о неправомерности выводов суда, так как судом установлено, что региональное Положение (в оспариваемой части) противоречит федеральному законодательству по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, позиция административного ответчика о том, что предоставление субсидии медицинской организации, относящейся к частной системе здравоохранения, компенсации расходов на оказание скорой медицинской помощи, не является расходным обязательством субъекта Российской Федерации и не подлежит обязательному исполнению за счет средств областного бюджета, является ошибочной и не соответствует действующему федеральному законодательству.
Обжалуемое решение суда в полной мере отвечает требованиям ст.180 КАС РФ.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 02 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Архангельской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 марта 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.