Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кукина В.Б. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 сентября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю к Кукина В.Б. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - МИФНС России N 9 по Приморскому краю) обратилась в Уссурийский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к Кукину В.Б, в котором просила суд взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2018 год в сумме 5 840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 115 рублей 45 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год в сумме 26 545 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 571 рубль 6 копеек.
В обоснование своих требований административный истец указал, что Кукин В.Б. зарегистрирован в МИФНС России N 9 по Приморскому краю в качестве адвоката с 4 октября 2002 года, в связи с чем, он является плательщиком страховых взносов. За 2018 год административный ответчик должен был уплатить суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере - 5 840 рублей (срок уплаты до 9 января 2019 года), а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 26 545 рублей (срок уплаты до 9 января 2019 года).
В связи неуплатой данных страховых взносов в установленный срок налоговым органом Кукину В.Б. были начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 115 рублей 45 копеек и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 571 рублей 6 копеек, а также направлены требования, которые в добровольном порядке им исполнены не были.
Судебный приказ от 29 ноября 2019 года о взыскании с Кукина В.Б. задолженности в общей сумме 33 071 рубль 51 копейка отменён мировым судьёй 27 декабря 2019 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края 18 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 сентября 2020 года, административные исковые требования МИФНС России N 9 по Приморскому краю удовлетворены; с Кукина В.Б. взысканы: задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2018 год, зачисляемым в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, в сумме 5 840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 115 рублей 45 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 год, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в сумме 26 545 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 571 рубль 6 копеек; кроме того, в доход бюджета с административного ответчика взыскана государственная пошлина в сумме 1 192 рубля 15 копеек.
22 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кукина В.Б, поданная им 5 января 2021 года через Уссурийский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене указанных выше решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о прекращении производства по делу.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Уссурийского районного суда Приморского края 18 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 сентября 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 КАС РФ налоговые органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование налогового органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом Российской Федерации страховые взносы.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьёй. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган вправе начислить плательщику страховых взносов пеню за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по их уплате, отразив соответствующий размер пеней в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов (пункт 4 статьи 69, пункты 1, 3, 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом заявление о взыскании начисленных и неоплаченных сумм подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из содержания абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Действовавшая в 2018 году редакция Налогового кодекса Российской Федерации предусматривала, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации за расчётный период 2018 года (в случае, если величина их дохода за расчётный период не превышала 300 000 рублей) обязаны оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 рублей, а страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Кукин В.Б. состоит на учёте в МИФНС России N 9 по Приморскому краю в качестве адвоката, и в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.
Налоговым органом административному ответчику за 2018 год начислены суммы неуплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26 545 рублей и на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 рублей (срок уплаты истёк 9 января 2019 года).
Требование от 31 января 2019 года N об уплате в срок до 26 августа 2019 года задолженности по страховым взносам, имевшейся по состоянию на 9 января 2019 года (26 545 рублей и 5 840 рублей, а также пени в размере 175 рублей 69 копеек) направлялось налоговым органом в адрес Кукина В.Б.
В связи с неисполнением административным ответчиком требования налогового органа, 29 ноября 2019 года мировым судьёй судебного участка N 62 судебного района города Уссурийска и Уссурийского района Приморского края выдавался судебный приказ N 2а-2924/2019 на взыскание задолженности с Кукина В.Б, который 27 декабря 2019 года был отменён определением мирового судьи в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.
21 апреля 2020 года МИФНС России N 9 по Приморскому краю обратилась в Уссурийский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением о взыскании с Кукина В.Б. задолженности по страховым взносам и пени.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, выводы которого признаны верными судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда, указал в решении, что расчёт налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере соответствует требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, расчёт пени основан на положениях статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок обращения в суд, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить имевшуюся задолженность административным истцом соблюдены, однако установленные налоговым законодательством обязательства Кукина В.Б. по уплате соответствующих страховых взносов не исполнены.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами нижестоящих судов, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и не опровергаются имеющимися в деле доказательствами, которые получили соответствующую судебную оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Правильно определив юридически значимые обстоятельства, полно и объективно исследовав материалы дела, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления МИФНС России N 9 по Приморскому краю.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика об отсутствии у него дохода за время осуществления им профессиональной деятельности в качестве адвоката не могут являться основанием для отмены вынесенных по административному делу судебных постановлений, поскольку в данном случае страховые взносы предъявлены ко взысканию в фиксированном размере в связи с фактом осуществления Кукиным В.Б. такой деятельности (величина дохода плательщика за расчетный период менее или равна 300 000 рублей), являющейся самостоятельным объектом обложения страховыми взносами (пункт 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации). В свою очередь, на наличие такого объекта налогообложения как доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган не ссылался и не предъявлял ко взысканию страховые взносы по этому объекту обложения страховыми взносами.
Ссылки в кассационной жалобе на необоснованное, по мнению Кукина В.Б, отклонение судом первой инстанции его ходатайство об отложении судебного разбирательства административного дела, назначенного на 18 июня 2020 года в 14 часов 30 минут, повторяют позицию административного ответчика, изложенную в апелляционной жалобе, которой была дана надлежащая правовая оценка (указанные доводы отвергнуты как несостоятельные с приведением необходимой мотивации в апелляционном определении), которую судебная коллегия суда кассационной инстанции признаёт верной.
Здесь же необходимо отметить, что, заявляя ходатайство о переносе даты соответствующего судебного заседания на более поздний срок, Кукин В.Б. ссылался не только на неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, вызванную распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, но и на то обстоятельство, что он является представителем общества с ограниченной ответственностью "НТК "Исток-М" по делу N А51-518/2020, находящемуся в производстве Арбитражного суда Приморского края, рассмотрение которого назначено на 18 июня 2020 года в 13 часов 50 минут, в связи с чем он не может принять участие в судебном заседании Уссурийского районного суда Приморского края, назначенном на 18 июня 2020 года в 14 часов 30 минут (л.д. 35).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, приведёнными в Обзоре N 1 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, был вправе отклонить ходатайство административного ответчика об отложении судебного разбирательства административного дела.
Таким образом, при разрешении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по административному делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 18 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кукина В.Б. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.