Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Космотенко Н.И. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 22 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Космотенко Н.И. к администрации г.Благовещенска о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя Космотенко Н.И. - Красюк И.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя администрации г.Благовещенска - Змеу Ю.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Космотенко Н.И. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением, просила признать незаконным решение администрации г.Благовещенска N от 28 февраля 2020 года; обязать администрацию г.Благовещенска выдать разрешение на УРВИ объекта капитального строительства и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником жилого дома с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес". 14 ноября 2019 года истец обратилась в администрацию г.Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства: для земельного участка - обслуживание жилой застройки; для объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом со встроенным нежилым помещениям (магазином). 28 февраля 2020 года комиссия по правилам землепользования и застройки муниципального образования г.Благовещенска приняла решение N об отказе в предоставлении разрешения на УРВИ. По мнению истца, основания принятия оспариваемого решения не состоятельны, надуманы, не подтверждаются доказательствами, были предметом рассмотрения спора по делу N. Административный ответчик указал, что спорное здание и земельный участок не соответствуют градостроительным регламентам территориальной зоны Ж-4, в которой они расположены, а именно - предельному параметру площади земельного участка, предельным параметрам коэффициента и плотности застройки и отступам от границ земельного участка. Вместе с тем, Правила землепользования и застройки муниципального образования г.Благовещенска не применяются в случаях переустройства, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, разрешения на строительство/реконструкцию которых выданы до вступления в силу Правил. В настоящем случае объект построен и введен в эксплуатацию, введенные новые параметры разрешенного строительства к существующим зданиям не применяются. Предельные размеры образуемых земельных участков применяются при образовании новых земельных участков, к ранее сформированным и поставленным на кадастровый учет земельным участкам не применяются.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 22 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 декабря 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Космотенко Н.И. отказано.
26 января 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Космотенко Н.И, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 12 января 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В обоснование своей позиции административный истец указала, что градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-4 предусмотрено размещение индивидуального жилого дома со встроенным нежилым помещением. Расположение в индивидуальном жилом доме нежилого помещения не является нарушением и не требует изменения разрешенного использования земельного участка. Истцом было представлено обоснование предоставления разрешения на запрашиваемый УРВИ, выполненное проектной организацией, которое ни администрацией, ни судом не рассмотрено и не оценено. Разрешение на условный вид разрешенного использования объекта капитального строительства возможно предоставить с соблюдением всех противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований и градостроительных регламентов согласно ПЗЗ г.Благовещенска. При проведении публичных слушаний возражения от граждан не имелось.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2021 года кассационная жалоба Космотенко Н.И. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание административный истец Космотенко Н.И. не явилась, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Космотенко Н.И. - Красюк И.А, представителя администрации г.Благовещенска - Змеу Ю.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1, 2, 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно пункту 4 статьи 11 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27 октября 2016 года N 26/100, жилые здания должны располагаться в жилой зоне в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города.
На территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки общественных организаций.
В силу подпункта 3.1 пункта 3 статьи 15 Правил при соблюдении действующих нормативов допускается размещение двух и более видов разрешенного использования в пределах одного земельного участка, в том числе в пределах одного здания. При этом размещенные в пределах участков жилой застройки объекты общественно-делового назначения, рассчитанные на прием посетителей, должны иметь обособленные от жилой (дворовой) территории входы для посетителей, подъезды и площадки для парковки автомобилей.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 15 Правил размещение во встроенных и встроенно-пристроенных в жилые дома помещениях основных и условно разрешенных видов использования осуществляется в соответствии с перечнем, приведенным в статьях 17 - 25 Правил, при условии соблюдения требований технических регламентов и иных требований в соответствии с действующим законодательством.
На земельных участках с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства допускается предусматривать в индивидуальном жилом доме встроенно-пристроенные помещения общественного назначения (для предпринимательской деятельности правообладателя). Не допускается размещать отдельно стоящие объекты нежилого/общественного назначения (подпункт 3.2.1 пункта 3.2 статьи 15 Правил).
Минимальная площадь земельного участка допускается не менее суммы площади, занимаемой существующим или размещаемым на его территории объектом капитального строительства (в пределах наружного обвода отмостки вокруг здания или сооружения, строения), и требуемых в соответствии с настоящими Правилами площади элементов благоустройства, площади для размещения расчетного количества машиномест гостевой автостоянки к объекту, проездов и иных необходимых в соответствии с настоящими Правилами и техническими регламентами вспомогательных объектов, предназначенных для его обслуживания и эксплуатации (подпункт 2.2 пункта 2 статьи 16 Правил).
Количество парковочных мест к объектам капитального строительства в пределах земельных участков рассчитывается в соответствии с Нормативами градостроительного проектирования муниципального образования города Благовещенска, Нормативами градостроительного проектирования Амурской области и СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (пункт 3.5 статьи 16 Правил).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Космотенко Н.И. является собственником земельного участка площадью 624 кв.м, кадастровый номер N по адресу: "адрес" и расположенного на нем жилого дома площадью 809, 1 кв.м, кадастровый номер N.
20 марта 2019 года Космотенко Н.И. обратилась в администрацию г.Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N площадью 624 кв.м и объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом, расположенных в квартале N 188 г.Благовещенска, в территориальной зоне жилой постройки смежной этажности (Ж-4): для земельного участка - обслуживание жилой застройки (в дополнение к основному виду - для индивидуального жилого строительства); для объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения (магазин - объект капитального строительства, предназначенный для продажи товаров, площадью не более 200 кв.м).
1 мая 2019 года по результатам рассмотрения указанного заявления комиссия по правилам землепользования и застройки муниципального образования г.Благовещенска приняла решение N об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления Космотенко Н.И.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 29 июля 2019 года признано незаконным решение администрации г.Благовещенска N от 1 мая 2019 года. На администрацию г.Благовещенска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Космотенко Н.И. от 20 марта 2019 год о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства.
14 ноября 2019 года Космотенко Н.И. вновь обратилась в администрацию г.Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования существующего объекта капитального строительства индивидуальный жилой дом на индивидуальный жилой дом со встроенным нежилым помещением (магазином).
При подготовке рекомендаций о предоставлении Космотенко Н.И. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства в результате полученной в порядке межведомственного взаимодействия с другими органами информации установлено, что на земельном участке с кадастровым номером N с разрешенным видом использования "индивидуальный дом" расположен индивидуальный жилой дом, который фактически используется для размещения бара " "данные изъяты"" с наличием посадочных мест в количестве 70 единиц, караоке. Также на земельном участке расположен некапитальный объект недвижимости из сэндвич-панелей, в котором организована торговая точка - магазин для гриля и барбекю " "данные изъяты"".
Постановлением администрации г.Благовещенска от 28 февраля 2020 года N отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N4 площадью 663 кв.м, имеющего вид разрешенного использования - для индивидуального жилья, и объекта капитального строительства с кадастровым номером N, находящихся в собственности Космотенко Н.И, расположенных в квартале 188 г.Благовещенска в территориальной зоне жилой застройки смешанной этажности (Ж-4): для земельного участка - обслуживание жилой застройки (код 2.7) (в дополнение к основному виду - для индивидуального жилищного строительства (код 2.1); для объекта капитального строительства - индивидуальный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения (магазин - объект капитального строительства, предназначенный для продажи товаров, площадью 200 кв.м (код 4.4).
Причинами отказа послужило то обстоятельство, что в период рассмотрения заявления и проведения публичных слушаний:
1) установлены факты нарушения общественных интересов населения города (на основании информации, полученной по запросам, направленным Комиссией по Правилам в структурные подразделения администрации, согласно части 7 статьи 7 Правил землепользования и застройки), а именно:
а) выявлен факт нарушения Космотенко Н.И. требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (использование без получения соответствующего разрешения земельного участка, имеющего вид разрешенного использования "для индивидуального жилья", в целях осуществления предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товаров и для пивного бара, т.е. не в соответствии с разрешенным использованием земельного участка);
б) выявлен факт использования земельного участка с кадастровым номером N не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (павильон в котором осуществляется деятельность, связанная с реализацией товаров для гриля и барбекю);
в) выявлены факты жалоб и обращений граждан (о нарушениях в сфере оборота алкогольной продукции, общественного порядка, благоустройства территории, а также круглосуточного режима работы бара, размещенного на данном земельном участке), поступившие в администрацию г.Благовещенска от органов государственной власти, Управления Роспотребнадзора по Амурской области, прокуратуры, полиции;
2) установлен факт ухудшения архитектурного облика города (размещение рекламных конструкций и вывесок, содержащих сведения рекламного характера без соответствующих согласований и разрешений на ограждении земельного участка и фасаде жилого дома);
3) установлен факт несоответствия Генеральному плану города Благовещенска. Земельный участок с кадастровым номером N расположен по "адрес", являющейся магистралью городского значения и имеющую ширину в красных линиях - 60 м. Больше половины земельного участка попадает в границы красных линий "адрес";
4) установлены факты несоблюдения градостроительных норм, а именно:
дом построен без оформления разрешения на строительство без учёта красной линии "адрес" (половина здания находится в границах красных линий улицы);
гостевая автостоянка на 3 м/места в границах земельного участка размещена без соблюдения требований п.11.25 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) - расстояния от открытых стоянок постоянного и временного хранения легковых автомобилей до жилых домов, при числе легковых автомобилей 10 и менее 10 м (на чертеже - 2, 5 м);
5) выявлены факты несоблюдения градостроительных регламентов, установленных Правилами, а именно:
а) дом построен без соблюдения минимальных 3-х метровых отступов от границ земельного участка; коэффициент застройки - 0, 41 (превышает установленное значение - 0, 2); коэффициент плотности застройки - 1, 24 (превышает установленное значение - 0, 4).
Из-за превышения коэффициента застройки возможность размещения нормируемых элементов благоустройства в границах земельного участка отсутствует, в связи с чем гостевая автостоянка на 3 машино-места для встроенного магазина размещена за границами земельного участка.
б) не соблюдаются действующие нормативы, допускающие размещение двух и более видов разрешенного использования в пределах одного земельного участка, в том числе в пределах одного здания. Размещенные в пределах участков жилой застройки объекты общественно-делового назначения, рассчитанные на прием посетителей, должны иметь обособленные от жилой (дворовой) территории входы для посетителей, подъезды и площадки для парковки автомобилей.
Площади рассматриваемого земельного участка (624 кв.м) недостаточно для размещения в его пределах (в том числе в пределах одного здания) двух видов разрешенного использования, а именно: жилого дома и магазина, с соблюдением норм градостроительного законодательства и технических регламентов.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Благовещенска, СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, Административного регламента администрации города Благовещенска по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и/или объекта капитального строительства", пришли к выводу о том, что процедура рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства административным ответчиком соблюдена. С учетом положений указанных нормативных правовых актов, информации, полученной в результате публичных слушаний, администрация обоснованно отказала в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 22 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 17 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Космотенко Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.