Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Коваленко Г.В. к Министерству социальной защиты населения Амурской области, ГКУ АО "Благовещенское УСЗН" о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", понуждении выполнить мероприятия по присвоению звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Коваленко Г.В. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 сентября 2020 года, Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав объяснения Коваленко Г.В, представителя УФСИН России по Амурской области Арчакова А.К, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Коваленко Г.В. обратилась в суд с данным иском, указав, что 17 лет прослужила в уголовно-исполнительной системе РФ, имеет трудовой (страховой) стаж 12 лет. Министерством социальной защиты населения Амурской области ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с недостаточностью учитываемого для назначения пенсии трудового (страхового) стажа не менее 20 лет или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Между тем, её стаж службы в государственных структурах составляет более 29 лет, она имеет ведомственные награды за отличие в службе и продолжительную службу. Ссылаясь на положения Федерального от 12 января 1995 года N 5-ФЗ закона "О ветеранах", Федерального закона РФ от 19 июля 2018 года N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закон РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" полагала, что в данном случае назначение ей пенсии должно осуществляться суммированием всех периодов службы и работы. Просила суд признать право на присвоение звания "Ветерана труда"; возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области, Управление социальной защиты населения обязанность выполнить мероприятия по присвоению звания "Ветеран труда".
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 29.06.2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28.09.2020 г. исковые требования Коваленко Г.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Коваленко Г.В. просит об отмене судебных решений с вынесением решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выражает несогласие с выводами суда и неправильным применение норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Коваленко Г.В, "данные изъяты" года рождения, с 01 июня 1997 г. года по 12 августа 2013 г. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы, награждена медалью ФСИН "За отличие в службе III степени", медалью ФСИН "За отличие в службе II степени", с 13 августа 2013 г. является получателем пенсии за выслугу лет в системе ФСИН России.
Согласно материалам дела, с 27 июня 2016 г. по настоящее время Коваленко Г.В. проходит службу в УМВД России по Амурской области.
В 2018 году Коваленко Г.В. обратилась в ГКУ АО "Благовещенское УСЗН" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Постановлением губернатора Амурской области N 170 от 23 июля 2018 г. в присвоении звания "Ветеран труда" истице отказано за недостаточностью трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии не менее 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
На момент обращения в ГКУ АО "Благовещенское УСЗН" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" выслуга лет истицы составила 16 лет 02 месяца 11 дней в календарном исчислении, трудовой (страховой) стаж составил 12 лет 04 месяца 21 день.
Полагая о том, что при подсчете пенсионного стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда", периоды прохождения службы в уголовно-исполнительной системе могут быть включены в трудовой (страховой) стаж по аналогии с порядком, предусмотренным для подсчета стажа при назначении трудовой пенсии, а также о наличии у нее права на присвоение звания "Ветеран труда", Коваленко Г.В. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей до 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 7 изложен в новой редакции, указано, что ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При этом частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно п. 4 ст. 7 указанного Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда" на территории Амурской области определены Законом Амурской области от 09 июня 2006 года N 192-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда", а также Порядком присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 26 июня 2006 года N 331.
Ст. 1 Закона Амурской области от 09 июня 2006 года N 192-ОЗ установлено, что звание "Ветеран труда" присваивается: лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно ст. 2 Закона Амурской области от 11 ноября 2016 года N 13-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "О присвоении звания "Ветеран труда", за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, которые учитывались при присвоении звания "Ветеран труда" до вступления в силу настоящего Закона, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Из правового анализа вышеприведенных законоположений, следует, что для применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ необходима совокупность двух условий: помимо факта награждения ведомственным знаком отличия в труде лицо должно иметь по состоянию на 30 июня 2016 года трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Вместе с тем, как установлено судами, страховой стаж Коваленко Г.В, согласно представленным к заявлению о присвоении звания "Ветеран труда" документам, составляет 12 лет 04 месяца 21 день. Выслуга лет в календарном исчислении 16 лет 02 месяца 11 дней и в последующем не увеличивалась.
Одним из обязательных условий для присвоения звания "Ветеран труда" в порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действующей до 01 июля 2016 года), являлось наличие у претендующего лица именно трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок исчисления трудового стажа был предусмотрен Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а после того, как данный нормативный акт 01 января 2002 года утратил силу, Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации", установившим понятие страхового стажа.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
По смыслу закона, право на получение звания "Ветеран труда" законодателем связывается с необходимой продолжительностью трудового стажа, в связи с чем, наличие выслуги, исчисленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, для рассматриваемых правоотношений и присвоения звания "Ветеран труда" не учитывается.
Таким образом, выводы судов о том, что при подсчете трудового (страхового) стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда", включение в трудовой (страховой) стаж периода прохождения службы, предусмотренное при назначении трудовой пенсии, не может быть применено при определении права на получение звания "Ветеран труда" соответствуют требованиям закона.
Суды первой и апелляционной инстанции, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, указав, что у истца отсутствует требуемый трудовой (страховой) стаж, необходимый для присвоения ему звания "Ветеран труда".
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коваленко Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.