Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Кравченко А.И, Медведевой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогожина Владимира Алексеевича к краевому государственному унитарному предприятию "Примтеплоэнерго" о признании незаконным применения договора, взыскании денежной компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Рогожина Владимира Алексеевича на решение Находкинского городского суда Приморского края от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, судебная коллегия
установила:
Рогожин В.А. обратился в суд с названным иском к КГУП "Примтеплоэнерго". В обоснование требований указано, что истец является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на "адрес" края. Управление указанным домом осуществляет ООО "Горжилуправление-5", которое заключило с КГУП "Примтеплоэнерго" договор теплоснабжения и поставки горячей воды. На основании названного договора КГУП "Примтеплоэнерго" выставляет Рогожину В.А. счета на оплату теплоснабжения. По мнению истца, указанные действия ответчика являются незаконными, поскольку КГУП "Примтеплоэнерго" не наделено правом сбора денежных средств за предоставляемые услуги в связи с тем, что такое решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома не принималось.
Уточнив исковые требования, Рогожин В.А. просил суд:
1. Признать незаконным применение КГУП "Примтеплоэнерго" договора теплоснабжения и поставки горячей воды N от 7 октября 2013 года, заключенного КГУП "Примтеплоэнерго" с исполнителем коммунальной услуги теплоснабжения многоквартирного "адрес" края для начисления истцу непосредственно КГУП "Примтеплоэнерго" платы за коммунальную услугу теплоснабжения, задолженности, выставления платежных документов, для требования и принуждения к внесению платы непосредственно в ресурсоснабжающую организацию КГУП "Примтеплоэнерго" за теплоснабжение и за услугу теплоснабжения, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме с момента заключения договора до 2 мая 2017 года.
Взыскать с КГУП "Примтеплоэнерго" денежную компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины 300 руб.
Решением Находкинского городского суда от 23 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 августа 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Рогожин В.А. просит об отмене решений судов первой и апелляционной инстанции, принятии нового решения. Оспаривает выводы о законности начисления истцу ответчиком платы за коммунальную услугу. Полагает, что судами не исследованы представленные истцом доказательства и фактические обстоятельства дела, достоверно подтверждающие, что КГУП "Примтеплоэнерго" не наделено правом сбора денежных средств с потребителей за оказанные услуги.
В письменных возражениях на доводы кассационной жалобы КГУП "Примтеплоэнерго" просило оставить в силе принятые по делу решения, соответствующие требованиям закона.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители КГУП "Примтеплоэнерго" Башкатова С.В. и Братель Н.В. поддержали доводы письменных возражений, просили кассационную жалобу отклонить за необоснованностью.
Истец Рогожин В.А. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах изложенных в ней доводов, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что такие нарушения были допущены судами при принятии обжалуемых судебных постановлений.
Судом первой инстанции установлено и из материалов гражданского дела следует, что управление многоквартирным жилым "адрес" "адрес" края осуществляет ООО "Горжилуправление-5".
7 октября 2013 года между ООО "Горжилуправление-5" и КГУП "Примтеплоэнерго" был заключен договор N теплоснабжения и поставки горячей воды, по которому КГУП "Примтеплоэнерго" приняло обязанности подавать управляющей организации ООО "Горжилуправление-5" тепловую энергию и теплоноситель для целей предоставления потребителям (собственникам и пользователям в многоквартирном доме). В свою очередь управляющая организация обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, обеспечить исправность и безопасность эксплуатации находящейся в ее ведении внутренней системы теплопотребления.
Договором предусмотрено право ресурсоснабжающей организации КГУП "Примтеплоэнерго" оказывать управляющей организации ООО "Горжилуправление-5" следующие услуги:
- ежемесячно производить потребителям расчет платы за коммунальные услуги, включая плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять расчет пени в случае просрочки оплаты потребителями, а также производить корректировку платы за коммунальные услуги в размерах и сроки, определенные законодательством (пункт 2.1.5.2 договора);
- производить потребителям перерасчет платы за коммунальные услуги по основаниям, в порядке и сроки, предусмотренные законодательством (пункт 2.1.5.3 договора);
- ежемесячно в сроки, предусмотренные законодательством, от своего имени как нового кредитора в обязательстве по оплате коммунальных услуг, осуществлять печать и доставку платежных документов потребителям для внесения платы за коммунальные услуги, включая плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения пени (пункт 2.1.6 договора);
- как новый кредитор в обязательстве по оплате коммунальных услуг осуществлять прием платежей потребителей за коммунальные услуги, включая плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также пени и пр. (пункт 2.1.7 договора).
При этом пунктом 3.8 договора предусмотрена передача указанных полномочий управляющей организации ресурсоснабжающей организации путем уступки прав кредитора на получение денежных средств по оплате коммунальных услуг, основанных на статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также судом установлено, что постановлением Мэра города Находки Приморского края от 19 марта 2002 года N 413 "О наделении краевого государственного предприятия "Примтеплоэнерго" функцией тепловодоснабжения и правом сбора денежных средств с потребителей за оказанные услуги" КГУП "Примтеплоэнерго" было наделено с 20 марта 2002 года правом сбора платежей с потребителей за оказанные услуги по теплоснабжению на территории муниципального образования - город Находка (пункт 1.2 постановления, утратил силу в связи с принятием постановления администрации Находкинского городского округа Приморского края от 12 июля 2019 года N 1145).
Рогожин В.А, являющийся собственником ? доли в праве общей долевой собственности на "адрес", обратился в суд с иском о признании незаконным применения договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 7 октября 2013 года N в части полномочий КГУП "Примтеплоэнерго" по начислению оплаты за оказанные по названному договору коммунальные услуги (поставленные коммунальные ресурсы), выставлению платежных документов на их оплату, поскольку такие полномочия относятся к исключительной компетенции управляющей организации, а решение об оплате услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения напрямую ресурсоснабжающей организации собственниками помещений дома на общем собрании не принималось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что КГУП "Примтеплоэнерго" наделено названными полномочиями в силу издания муниципального правового акта (постановление Мэра города Находки Приморского края от 19 марта 2002 года N 413), а также вследствие уступки таких полномочий управляющей организацией в договоре теплоснабжения и поставки горячей воды от 7 октября 2013 года N. По мнению суда первой инстанции, указанное право ответчика предусмотрено и нормами жилищного законодательства.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, указавшая, что договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 7 октября 2013 года N является действующим и в установленном законом порядке недействительным не признавался, а постановление Мэра города Находки Приморского края от 19 марта 2002 года N 413 получило правовую оценку в решениях Находкинского городского суда по гражданским делам N 2-2096-06, N 2-2693/10, соответствующую принятому судом первой инстанции решению.
В кассационной жалобе Рогожин В.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, принятых в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что при разрешении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции такие нарушения были допущены и они заключаются в следующем.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153, пунктами 1, 3 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 3 апреля 2018 года), собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 7.1 приведенной статьи закона (введена Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ и утратила силу с 3 апреля 2018 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
С 3 апреля 2018 года аналогичный порядок внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям предусмотрен пунктом 4.4 части 2 статьи 44, частью 7.5 статьи 155, статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 3 апреля 2018 года N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из приведенных положении жилищного законодательства в прежней и действующей редакции следует, что нормы закона, допускающие возможность оплаты коммунальных услуг (ресурсов) собственниками помещений многоквартирного дома напрямую ресурсоснабжающей организации, предусматривают такую возможность только в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Такой порядок не затрагивает правовой механизм внесения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
С 1 января 2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения также внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124).
В связи с чем постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 1 января 2017 года при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Учитывая особенности такого нормативного регулирования, независимо от решения собственников помещений многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе, для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Нормативное регулирование обязательств управляющей организации согласно статьям 161, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 года N 59-ФЗ предписывает обязанность управляющей организации во всех случаях, в том числе предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, заключать с ресурсоснабжающими организациями отдельные договоры на приобретение коммунальных ресурсов, используемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и нести ответственность за их исполнение, в том числе перед собственниками помещений дома, поскольку такие договоры обеспечивают исполнение управляющей организацией ее обязательств по договору управления многоквартирным домом.
Принимая во внимание особенности правового регулирования отношений по поставке коммунальных услуг (ресурсов) потребителям в многоквартирных домах ресурсоснабжающими организациями и оплате таких услуг (ресурсов) потребителями напрямую ресурсоснабжающим организациям, передача на основании договоров полномочий управляющей организации по начислению оплаты за коммунальные ресурсы, в том числе используемые управляющей организацией для содержания общего имущества в многоквартирном доме, направлению платежных документов, получению либо взысканию такой оплаты с собственников помещений многоквартирного дома напрямую ресурсоснабжающими организациями без принятия по этому вопросу решения собственников помещений многоквартирного дома, а в отношении коммунальных ресурсов, используемых управляющей организацией для содержания общего имущества в многоквартирном доме - во всех случаях, противоречит смыслу и содержанию приведенных положений законодательства.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 3 апреля 2018 года N 59-ФЗ действие положений статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При разрешении гражданского дела по существу, судами первой и апелляционной инстанции не учтены приведенные особенности правового регулирования отношений, возникающих между собственниками жилых помещений многоквартирного дома, управляющей и ресурсоснабжающей организациями при заключении договоров на приобретение коммунальных ресурсов; сделаны не основанные на законе выводы о праве управляющей организации передавать на основании договоров отдельные полномочия (права и обязанности) ресурсоснабжающим организациям, составляющие предмет ответственности управляющей организации перед собственниками помещений дома в рамках договора управления многоквартирным домом.
При оценке обстоятельств применения в настоящем деле постановления Мэра города Находки Приморского края от 19 марта 2002 года N 413 судами не применены положения пункта 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство; положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации; положения статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", устанавливающие общие принципы не применения правовых актов, принятых до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в части, противоречащей положениям этого кодекса.
Принимая во внимание неправильное применение судами, рассмотревшими дело, законодательства, регулирующего спорные отношения, повлекшее существенное нарушение прав заявителя жалобы, принятие не соответствующего закону решения, учитывая необходимость установления всех необходимых для разрешения дела существенных обстоятельств, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить судебные постановления судов первой и апелляционное инстанции, с направлением дела на новое рассмотрение в Находкинский городской суд Приморского края.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Находкинского городского суда от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 августа 2020 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий К.В. Аноприенко
Судьи А.И. Кравченко
Е.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.