Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-45/2020 по административному исковому заявлению заместителя Западно-Сибирского транспортного прокурора о признании недействующими пунктов 2, 3 Решения совета Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области N19 от 23 мая 2019 года "О внесении изменений в решение Совета Зоркальцевского сельского поселения от 07 октября 2014 года N 21 "О принятии решения об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение", по апелляционному представлению и.о. Западно-Сибирского транспортного прокурора Сухоносова И.В. на решение Томского областного суда от 18 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Буркина В.В, ООО "СибАэроКрафт" Абраменко М.О, возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета Зоркальцевского сельского поселение Томского района Томской области (далее также - Совет) от 07 октября 2014 года N 21 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение".
23 мая 2019 года Советом принято решение от N 19 "О внесении изменений в решение Совета Зоркальцевского сельского поселения от 07 октября 2014 года N 21 "О принятии решения об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение" (далее - Решение N19).
Согласно пункту 2 Решения N19 внесены изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение" в части изменения функционального зонирования территории в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в центральной части поселения с левой стороны автодороги - подъезд от д. Зоркальцево к д. Березкино ориентировочно в 2, 1 км от пересечения с автодорогой "Томск-Каргала-Колпашево", распространив на него территориальную зону П-2 - зона производственных предприятий IV-V классов и коммунально-складских объектов.
Согласно пункту 3 Решения N19 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение": Статья 51. Градостроительные регламенты. Зона производственных предприятий IV-V классов и коммунально-складских объектов (П-2) перед абзацем с основным видом разрешенного использования "Водный транспорт" дополнена абзацем с основным видом разрешенного использования "Воздушный транспорт" и вспомогательными видами разрешенного использования в следующей редакции: "Воздушный транспорт" основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: размещение посадочных площадок, размещение вертолетных площадок, размещение прочих объектов, необходимых для взлета, приземления и обслуживания воздушных судов, размещение иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности; вспомогательные виды разрешенного использования: объекты, технологически связанные с назначением основного вида".
Указанное решение подписано председателем Совета Зоркальцевского сельского поселения и главой Зоркальцевского сельского поселения, опубликовано в сети интернет на сайте www.zorkpos.tomsk.ru.
Заместитель Западно-Сибирского транспортного прокурора Макаров В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействующими пунктов 2 и 3 Решения N 19.
В обоснование заявленных требований прокурор, ссылаясь на положения статьи 36 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 77, 79, Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указывает, что представительный орган местного самоуправления, принимая решение об изменении категории земельного участка с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности", вышел за пределы своей компетенции. Административный истец, ссылаясь на положения статей 1, 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), указывает, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства. Административный истец полагает, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, который допускается в исключительных случаях. Кроме того, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Решением Томского областного суда от 18 сентября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционном представлении и.о. Западно-Сибирского транспортного прокурора Сухоносов И.В. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. А также указывая, что распоряжение Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области от 18 июня 2019 года N32-п об изменении категории спорного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли промышленности не преобразует незаконный правовой акт в правовой акт, соответствующий закону. Вывод суда о том, что оспариваемое прокурором решение носит правомерный характер, поскольку 20 января 2020 года изменены его редакции, противоречит положениям статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, указывает, что прокурор, обращаясь в суд с требованиями об оспаривании нормативного правового акта, не обязан представлять доказательства того, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, административным ответчиком, заинтересованными лицами - ООО "СибАэроКрафт", Акулинцевым В.А. поданы возражения.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, оценив решение в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Исходя из названных норм, а также положений Устава муниципального образования "Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области" (пункт 11 части 3 статьи 21), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом - Советом Зоркальцевского сельского поселения.
Подготовка проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки осуществляется в соответствии со статьями 24, 31, 32 и 33 ГрК РФ.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 ГрК РФ, согласно которой подготовка генерального плана предусматривает: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; согласование проекта в соответствии с требованиями статьи 25 ГрК РФ; рассмотрение проекта на публичных слушаниях; принятие решения представительным органом с учетом протокола публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Порядок подготовки и утверждения проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьей 31 ГрК РФ.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Статьей 5.1 ГрК РФ регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи).
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы Зоркальцевского сельского поселения от 11 сентября 2018 года N 286 утвержден состав комиссии по градостроительному зонированию (комиссии по подготовке правил землепользования и застройки) территории муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение" Томского района (далее - Комиссия).
26 февраля 2019 года Акулинцев В.А обратился к главе муниципального образования Зоркальцевское сельское поселение с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования поселения в отношении земельного участка с кадастровым номером N, собственником которого он является.
Согласно протоколу и заключению Комиссии от 13 марта 2019 года принято решение о соответствии материалов по обоснованию изменений Генерального плана и Правил землепользования и застройки, представленных Акулинцевым В.А. действующему законодательству, материалы для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки согласованны и направлены на публичные слушания.
Постановлением главы Зоркальцевского сельского поселения от 15 марта 2019 года N 70/1 назначено проведение публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования в отношении земельного участка с кадастровым номером N на 17 апреля 2019 года на 14 часов 30 минут по адресу: "адрес", здание администрации Зоркальцевского сельского поселения.
15 марта 2019 года главой Зоркальцевского сельского поселения принято постановление N 71/1 "О проекте изменений Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение", которым Акулинцеву В.А. предписано подготовить проект изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, проекты межевания и планировки территории; постановлено разместить проекты изменений в федеральной государственной информационной системе территориального планирования; согласование проектов осуществить в порядке, предусмотренном статьей 25 ГрК РФ.
Указанные постановления опубликованы в сети интернет на сайте www.zorkpos.tomsk.ru, в информационном Бюллетене муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение" от 15 марта 2019 года N 744, который разослан в Библиотеки населенных пунктов муниципального образования; также судом первой инстанции установлено, что факт обнародования информации о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в оспариваемые нормативные правовые акты подтверждается фотоматериалами, содержащимися в деле N 3а-4/2020.
17 апреля 2019 года состоялись публичные слушания по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зоркальцевского сельского поселения" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, СХ-3 зоны на зоны П-2 зону и изменение категории земли с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли промышленности", по итогам которых принято решение об отклонении проекта изменений, что следует из протокола публичных слушаний.
С учетом вышеизложенных положений закона и обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что факт информированности населения о времени и месте проведения публичных слушаний, информации о содержании проекта изменений подтверждена материалами дела, административным ответчиком была обеспечена каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений, гласность при их подготовке и принятии, возможность довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний, как правильно указал суд первой инстанции, носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Зоркальцевского сельского поселения от 22 апреля 2019 года N 119 согласован проект внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зоркальцевское сельское поселение" в границах земельного участка с кадастровым номером N и направлен на рассмотрение Совета Зоркальцевского сельского поселения, данное постановление опубликовано в сети интернет на сайте www.zorkpos.tomsk.ru.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что процедура разработки внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки была соблюдена, решение принято уполномоченным органом в установленном порядке.
Судебной коллегией при проверке процедуры подготовки проекта изменений в Генеральных план, Правила землепользования и застройки не установлено таких нарушений, которые бы могли послужить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемых нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона о переводе земель для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства, в котором указываются, в том числе права на земельный участок.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 7 Закона о переводе земель, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных: с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с распоряжением Департамента по социально - экономическому развитию села Томской области (далее - Департамент) от 18 июня 2019 года N 32-п на основании положений пункта 4 статьи 7 и статьи 15 Закон о переводе земель земельный участок с кадастровым номером N переведен из состава земель сельскохозяйственного назначения в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Из представленных Департаментом по запросу суда апелляционной инстанции документов следует, что собственник земельного участка с кадастровым номером N Акулинцев В.А. обратился в адрес начальника Департамента с ходатайством о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Департаментом в адрес администрации Томского района, администрации Зоркальцевского сельского поселения, Департамента лесного хозяйства Томской области были направлены ряд запросов в отношении спорного земельного участка.
Из представленной выписки из государственного кадастра недвижимости на земельный участок Акулинцева В.А. следует, что на день подачи заявления о переводе земельного участка в другую категорию его кадастровая стоимость составляла 338925 рублей, то есть величина кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N не превышала средний уровень кадастровой стоимости по Томскому району, установленный приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 20 июня 2014 года N84 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельный участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Томской области", и составляющий для данной местности 1, 35 рублей за квадратный метр.
При указанных обстоятельствах перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности осуществлен в соответствии с действующим законодательством.
Доводы административного истца о том, что изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, являются необоснованными, поскольку в силу пункта 3 статьи 4 Закона о переводе земель не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в том числе в случае несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить то, что на спорном земельном участке планируется строительство объекта "Авиационно-спортивный центр малой авиации (база с посадочной площадкой для авиации общего пользования)". Суд первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела документов установил, что размещение указанного объекта не противоречит требованиям воздушного, градостроительного, земельного законодательства, не относиться к особо опасным техническим объектам, технически сложным объектам инфраструктуры воздушного транспорта, возможность размещения на спорном земельном участке посадочной площадки для воздушных судов подтверждена. Также Департаментом не установлено иных вариантов размещения указанного объекта.
В целом доводы апелляционного представления жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают и не влекут отмену решения по настоящему делу, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Томского областного суда от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление и.о. Западно-Сибирского транспортного прокурора Сухоносова И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Томский областной суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.