Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполняющего обязанности начальника Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области Никулина Э.А. на решение Ленинского районного суд г. Тамбова от 04 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Плотниковой ФИО12 Уханевой ФИО13 к Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области о признании незаконным и отмене приказа от 08 ноября 2019 года N 372-О (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-203/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения представителя административного ответчика по доверенности Захлебиной О.Н, поддержавшей доводы жалобы, установила:
Плотникова Н.И. и Уханева Н.Ф. обратились с административным исковым заявлением к Управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области о признании незаконным и отмене приказа от 8 ноября 2019 года N 372-0.
В обоснование требований истцы указывали, что Плотникова Н.И. является собственником домовладения и 71/100 доли земельного участка с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес". Уханевой Н.Ф. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" кадастровым N. Указанный земельный участок имеет смежную границу с земельным участком с кадастровым N по "адрес", собственником которого является Павлинов В.В.
Приказом Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области от 30 марта 2018 года N 81-0, исходя из того, что земельный участок с кадастровым N располагается в территориальной зоне Ж1 "зона застройки индивидуальными жилыми домами" с видом условно разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", по результатам публичных слушаний Павлинову В.В. разрешено использование данного условно разрешенного вида в отношении принадлежащего ему земельному участка.
29 мая 2018 года администрацией г.Тамбова было выдано Павлинову В.В. разрешение на строительство N, согласно которому он вправе осуществить строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения общей площадью 432, 63 кв.м, количеством этажей - 2, высотой 9 м, площадью помещений общественного назначения 52, 3 кв.м. Разрешение выдано сроком до 29 марта 2019 г.
31 октября 2019 года Павлинов В.В. обратился в Управление градостроительства и архитектуры "адрес" с заявлениями о внесении изменений в разрешение на строительство N в части изменения характеристик объекта строительства на основании проектной документации ООО "АрхПроект" от 27 февраля 2018 г. и положительной экспертизы ООО "Эксперт" от 2018 г, а также продления срока действия этого разрешения.
Приказом Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области от 8 ноября 2019 года N 372-0 в разрешение на строительство N внесены изменения, как в параметры объекта, так и в срок завершения строительства.
Считая данный приказ незаконным, указывали, что в производстве Советского районного суда г.Тамбова находится гражданское дело N 2-1348/2019 по исковому заявлению Плотниковой Н.И. к Павлинову В.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком. В рамках этого дела рассматривается вопрос строительства Павлиновым В.В. дома в нарушение требований выданного разрешения на строительство, поскольку была увеличена этажность до шести этажей, что по их мнению является самовольным строением.
В августе 2019 года определением Советского районного суда г.Тамбова применены обеспечительные меры, согласно которых Павлинову В.В. запрещались осуществлять строительные работы в отношении самовольно возведенного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: "адрес". Во исполнение данных обеспечительных мер на основании выданного Советским районным судом г.Тамбова исполнительного листа от 27 августа 2019 г. N судебным приставом - исполнителем Советского РОСП г.Тамбова УФССП России по Тамбовской области Посысаевой М.В. возбуждено исполнительное производство N-ИП от 29 августа 2019 года. Само принятие оспариваемого приказа в период рассмотрения гражданского дела о самовольной постройке Павлинова В.В, нарушает положения пункта 7 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований исполнительного документа, принятых судом обеспечительных мер, оспариваемым приказом Павлинову В.В. продлен срок строительства до ноября 2020 года, а также внесены изменения в характеристики объекта строительства, которые, по сути, узаконили самовольное строение.
Считают, что Павлинов В.В. фактически получил разрешение на -строительство объекта, который к этому времени уже существовал. При этом Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области из многочисленных жалоб Плотниковой Н.И. было осведомлено, что на земельном участке N по "адрес" ведется самовольное строительство.
Также обращают внимание на то, что возводимый Павлиновым В.В. многоквартирный дом располагается в частном секторе. В планируемых 10 квартирах могут проживать 10 семей, и не ясно как на принадлежащем Павликову В.В. земельном участке площадью 884 кв.м, который наполовину уже занят объектом капитального строительства, должны быть для этих семей ещё размещены стоянка для автомобилей, детская площадка, площадка под мусорные контейнеры. Кроме того, такой многоквартирный дом должен быть соответственно подключен к общим сетям электричества, водоснабжения и водоотведения, которые не рассчитаны на столь массивные объекты с большим количеством потребителей.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 4 февраля 2020 г. производство по делу в части требований об обязании Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области провести проверку законности и обоснованности осуществления Павлиновым В.В. на земельном участке N по "адрес" самовольного строительства шестиэтажного жилого многоквартирного дома и подключения к инженерным и коммунальным системам прекращено, в связи с отказом административных истцов от административного иска в этой части.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 4 февраля 2020 года административное исковое заявление Плотниковой Н.И, Уханевой Н.Ф. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 июня 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 декабря 2020 года, административный ответчик ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву существенного нарушения судами норм процессуального и материального права, с принятием нового решения об отказе в иске.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует и установлено судами, что приказом Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области от 30 марта 2018 г. N 81-0, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 68:29:0312001:8398 располагается в территориальной зоне Ж1 "зона застройки индивидуальными жилыми домами" с видом условно разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", по результатам публичных слушаний Павлинову В.В. разрешено использование данного условно разрешенного вида в отношении принадлежащего ему земельного участка.
29 мая 2018 года администрацией г.Тамбова было выдано Павлинову В.В. разрешение на строительство N сроком до 29 марта 2019 года, согласно которому он вправе осуществить строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения общей площадью 432, 63 кв.м, количеством этажей - 2, высотой 9 м, площадью помещений общественного назначения 52, 3 кв.м.
31 октября 2019 года Павлинов В.В. обратился в Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области с заявлениями о внесении изменений в разрешение на строительство N в части изменения характеристик объекта строительства на основании проектной документации ООО "АрхПроект" от 27 февраля 2018 года, а также продления срока действия этого разрешения.
Приказом Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области от 8 ноября 2019 года N в разрешение на строительство N внесены изменения, определено: наименование объекта "Малоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения на участке с кадастровым N по "адрес""; наименование организации, выдавшей положительное заключение экспертизы проектной документации ООО "Эксперт"; регистрационный номер и дата выдачи положительного заключения экспертизы проектной документации "от 23.06.2018 N"; сведения о градостроительном плане земельного участка "от 09.07.2019 N, выдан комитетом архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова"; сведения о проектной документации дополнены словами "(с изменениями от 2018 года"); общая площадь (кв.м.) "781, 7 кв.м."; объем (куб.м.) "3406, 0"; в том числе подземной части (куб.м.) "376, 0"; количество этажей "5"; количество подземных этажей (шт.) "1"; высота (м) "16, 35"; площадь застройки (кв.м) "241, 2"; иные показатели "общая площадь квартир - 440, 34 кв.м, количество квартир - 10 шт, площадь помещений общественного назначения - 66, 29 кв.м.".
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций, исходили из того, что Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области, издавая, оспариваемый приказ о внесении изменений в разрешение на строительство, действовало в пределах своих полномочий, между тем, приказ издан в нарушение требований градостроительных и строительных норм и правил, при отсутствии к тому оснований, без учета, что Павлинов В.В. обратился с заявлением о продлении срока действия разрешения и внесении в него изменений после возведения капитального объекта, оспариваемый приказ повлек нарушение прав административных истцов, чьи жилые дома и земельные участки, расположены в зоне строительства многоквартирного жилого дома.
В соответствии с частью 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов.
Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство.
Основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство перечислены в части 21.5 указанной статьи.
В силу части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается отклонение параметров объекта капитального строительства высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость отклонения выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта.
Перечень оснований, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.
Вместе с тем частью 7 статьи 52 указанного Кодекса отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации обусловлено необходимостью, выявленной в процессе строительства объекта, и соблюдением порядка изменения проектной документации.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Судами установлено, что после получения разрешения на строительство в мае 2018 года Павлинов В.В. в июне 2018 года обратился за получением заключения негосударственной экспертизы ООО "Эксперт" для внесения изменений в проектную документацию по увеличению этажности строения. При этом необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства выявилась в не процессе строительства, а была вызвана исключительно финансовым положением застройщика (желанием увеличить этажность дома).
Между тем, в период утверждения в 2018 году заключения, действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа - город Тамбов, утвержденные постановлением администрации Тамбовской области от 28 сентября 2017 года N 943 в силу которых, для зоны застройки индивидуальными жилыми домами с условно разрешенным видом использования "для малоэтажной многоквартирной жилой застройки" (2.1.1) предельное количество этажей здания - 4, предельная высота здания-15 м.
Срок действия разрешения на строительство от 28 мая 2018 года истек 29 марта 2019 года, заявление о продлении разрешение подано Павлиновым В.В. после окончания срока действия разрешения и возведения строения.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что оспариваемый приказ о внесении изменений в разрешение на строительство издан без учета приведенных положений закона.
Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов, однако их не опровергают, поэтому не могут повлечь отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Доводам жалобы о том, что на момент его обращения Павлинова В.В. с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа ? город Тамбов были изменены постановлением администраций Тамбовской области от 18 января 2019 N 29 и уже измененные параметры объекта строительства им соответствовали, судом апелляционной инстанции, дана правовая оценка, не согласиться с которой нет оснований.
Случаев, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных решений, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суд г. Тамбова от 04 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 25 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу исполняющего обязанности начальника Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области Никулина Э.А. без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.