Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Запеваловой ФИО13 (направлена почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступила в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на решение Пресненского районного суда города Москвы от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Запеваловой У.В. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании отказа в приеме документов незаконным.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Запевалова У.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, незаконным и возложении обязанности по принятию запроса (заявления) на предоставление государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", представление которого в Департамент подтверждено распиской о приеме от ДД.ММ.ГГГГ N, N, к рассмотрению.
В обоснование заявленных требований указывалось, что ДД.ММ.ГГГГ Запеваловой У.В. через МФЦ района Южное Бутово был представлен запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". К запросу были приложены документы, перечень которых предусмотрен разделом 2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получено СМС-извещение о готовности к выдаче документов по запросу, в тот же день Запеваловой У.В. было получено уведомление об отказе в приеме документов, поскольку представлен неполный пакет документов. В порядке досудебного обжалования административным истцом в Департамент была направлена жалоба на отказ в приеме документов, которая оставлена без удовлетворения. Основанием для отказа в приеме документов послужило непредставление документов в отношении ФИО7, ФИО8, ФИО9, которые, как полагает административный истец, неправомерно были отнесены к членам её семьи, и таковыми не являются. При этом все члены семьи заявителя указаны в запросе: заявитель - Запевалова ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Указанные в Уведомлении Департамента лица ФИО7, ФИО8, ФИО9 являлись членами семьи заявителя ранее - с ДД.ММ.ГГГГ до даты вступления заявителя в брак - до ДД.ММ.ГГГГ (даты образования новой самостоятельной семьи). С ДД.ММ.ГГГГ заявитель с ФИО15 совместно в жилом помещении не проживала и совместного хозяйства не вела, проживала по другому адресу - по адресу проживания бывшего мужа, где был рожден и до настоящего времени зарегистрирован по месту жительства сын ФИО2, ? "адрес". В настоящее время (после расторжения брака ДД.ММ.ГГГГ) заявитель с членами своей семьи временно проживает по адресу "адрес" на условиях соглашения о безвозмездном пользовании жилым помещением между собственниками.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года, Запеваловой У.В. отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец Запевалова У.В. ставит вопрос об отмене решения Пресненского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года, с принятием по административному делу судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы ею приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Представитель административного истца Запеваловой У.В. по доверенности Удодов С.Н. в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, ДД.ММ.ГГГГ Запевапова У.В. обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Уведомлением Департамента городского имущества г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N Запеваповой У.В. было отказано в принятии запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно ввиду отсутствия документов, предусмотренных п. 2.5.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N521-ПП, подлежащих обязательному предоставлению заявителем:
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя и членов семьи заявителя на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами города Москвы, если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, а также расположенные за пределами Российской Федерации, в отношении которых заявитель и (или) члены семьи заявителя обладают правом собственности либо самостоятельным правом пользования (сведения о наличии жилых помещений у Запеваловой У.В, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами г. Москвы (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по прежнему месту жительства вне Москвы по прежнему месту жительства вне г. Москвы из территориального отделения АО "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ"), а также на жилые помещения расположенные за пределами Российской Федерации, в отношении которых заявитель и (или) члены семьи заявителя обладают правом собственности либо самостоятельным правом пользования (справки о наличии или отсутствии жилых помещений, право собственности на которые зарегистрировано по прежнему месту жительства) (п. п. 2.5.1.1.16.4, 2.5.1.1.16.5 Регламента).
- документы, подтверждающие виды и размер доходов заявителя и членов семьи заявителя за два полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе (п. 2.5.1.1.17 Регламента), а именно:
- трудовая книжка (и ее копия для неработающих лиц; и ее копия, заверенная работодателем, для лиц, состоящих в трудовых отношениях), копии трудовых книжек все совершеннолетних членов семьи (п. 2.5.1.1.17.1 Регламента);
- документ, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации (выписка из Пенсионного фонда о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-6 за ДД.ММ.ГГГГ для всех совершеннолетних членов семьи (п. 2.5.1.1.17.4 Регламента).
Также обращено внимание заявителя, что запрос (заявление) о предоставлении государственной услуги должно быть подписано всем членами её семьи, однако в запросе отсутствует согласие (подписи) ФИО7, ФИО8, ФИО9 на обработку персональных данных.
В соответствии со статьей 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" (далее - Закон от 14 июня 2006 года N29) жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 данного Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном этим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно части 1 статьи 8 Закона от 14 июня 2006 года N 29 жители г. Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; заявители не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения и проживают в общежитиях, служебных жилых помещениях, в жилых помещениях домов коридорной системы, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
На основании части 2 статьи 1 Закона от 14 июня 2006 года N 29 члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы.
Как предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона от 14 июня 2006 года N 29 отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 названного Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В силу части 4 статьи 11 Закона от 14 июня 2006 года N 29 с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Разрешая возникший административный спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями Закона, оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в принятии заявления административного истца Департаментом городского имущества г. Москвы было отказано обоснованно, поскольку предусмотренные пунктами 2.5.1.1.16.4, 2.5.1.1.16.5, 2.5.1.1.17.4 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N521-ПП, административным истцом предоставлены не были, в связи с чем у Департамента городского имущества г. Москвы имелись предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона от 14 июня 2006 года N29 основания для отказа в принятии заявления, так как указанные документы не могут быть получены ответчиком по межведомственным запросам.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Московского городского суда.
Указанные выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении приведенных положений названного Закона г. Москвы и норм жилищного законодательства Российской Федерации, определяющих понятие членов семьи применительно к жилищным правоотношениям, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает. В этой части доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Запеваловой Ульяны Валерьевны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 24 марта 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.