Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации города Твери по доверенности Никитиной Елены Борисовны (поступила в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на решение Московского районного суда города Твери от 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11 ноября 2020 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению прокурора Московского района города Твери к администрации города Твери и Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери о проведении ремонтных работ.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Московского района г. Твери, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери о возложении обязанности в срок до 1 января 2021 года выполнить работы по приведению покрытия тротуаров на пр-кте Победы г. Твери (от Волоколамского пр-кта до пл. Терешковой) в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 и СП 59.13330.2016.
В обоснование заявленных требований им указывалось, что 10 декабря 2019 года Департаментом дорожного хозяйства по запросу прокуратуры района проведено обследование тротуаров на пр-кте Победы г. Твери (от Волоколамского пр-кта до пл. Терешковой), в ходе которого выявлены многочисленные повреждения асфальтового покрытия, что является нарушением требований п. 5.1.3 ГОСТа Р 50597-2017 и п. 5.1.11 СП 59.13330.2016. В соответствии с пунктом 459 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Тверь, утвержденного постановлением администрации г. Твери от 28 января 2010 года N 116 пр-кт Победы относится ко II категории. В связи с чем в силу ГОСТа Р 52398 на всех участках такой дороги обязательно обустройство тротуаров в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52766-2007, на основании распоряжения Правительства РФ от 4 ноября 2017 года N 2438-р обязательного для применения при организации дорожного движения, с учетом положений ГОСТа 50597-2017, ГОСТа 52875. До настоящего времени Департаментом дорожного хозяйства работы по восстановлению покрытия на тротуарах указанной выше автомобильной дороги не выполнено, вопреки требованиях Закона о безопасности дорожного движения во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ (далее - Закон о дорожной деятельности). По данным Департамента дорожного хозяйства в декабре 2018 года в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" разработан проект по выполнению ремонтных работ автомобильных дорог, в который были включены, в том числе, тротуары на пр-кте Победы г. Твери (от Волоколамского пр-кта до пл. Терешковой). В последующем выполнение ремонтных работ на тротуарах было исключено из проекта в связи с нехваткой денежных средств.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в процессе в качестве административного ответчика привлечена администрация г. Твери Тверской области.
Решением Московского районного суда г. Твери от 3 июня 2020 года административное исковое заявление прокурора Московского района г. Твери удовлетворено частично. Названным решением на администрацию г. Твери Тверской области и Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери, в пределах компетенции каждого из административных ответчиков, возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по приведению покрытия тротуаров на пр-кте Победы г. Твери (от Волоколамского пр-кта до пл. Терешковой) в соответствие с требованиями пунктов 5.1.3, 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 и пункта 5.1.11 СП 59.13330.2016 и сообщить о результатах проведения указанных мероприятий в Московский районный суд г. Твери и прокуратуру Московского района г. Твери в течение 1 месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения соответствующей обязанности. В остальной части в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11 ноября 2020 года частично изменено решение Московского районного суда г. Твери от 3 июня 2020 года. Названным определением второй абзац резолютивной части решения суда первой инстанции изложен в следующей редакции: "Обязать администрацию г. Твери Тверской области и Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери, в пределах компетенции каждого из административных ответчиков, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по приведению покрытия тротуаров на проспекте Победы г. Твери (от Волоколамского проспекта до пл. Терешковой) в соответствие с требованиями пунктов 5.1.3, 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 и пункта 5.1.11 СП 59.13330.2016 и сообщить о результатах проведения указанных мероприятий в Московский районный суд г. Твери и прокуратуру Московского района г. Твери в течение 1 месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения соответствующей обязанности". В остальном решение Московского районного суда г. Твери от 3 июня 2020 года оставлено без изменения.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика администрации г. Твери по доверенности Никитина Е.Б. ставит вопрос об отмене решения Московского районного суда г.Твери от 3 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11 ноября 2020 года, с принятием по административному делу судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Представитель административных ответчиков администрации г. Твери и Департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери по доверенности Никитина Е.Б.в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лазарева Е.И. полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, 10 декабря 2019 года Департаментом дорожного хозяйства по запросу прокуратуры Московского района г. Твери проведено обследование тротуаров на проспекте Победы г. Твери (от Волоколамского проспекта до пл. Терешковой), в ходе которого выявлены многочисленные повреждения асфальтового покрытия.
Прокурор, полагая, что это является нарушением требований п. 5.1.3 ГОСТа Р 50597-2017 и п. 5.1.11 СП 59.13330.2016, обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя требований требования прокурора в части, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела выявлено незаконное бездействие административных ответчиков при осуществлении дорожной деятельности.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 13 Закона о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пунктам 1, 6, 11, 12 статьи 3 названного закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 459 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования г. Тверь, утвержденного постановлением Главы администрации г. Твери от 28 января 2010 года N 116, предусмотрено, что автомобильная дорога на проспекте Победы г. Твери включена в названный перечень как дорога II категории с типом покрытия "асфальтобетон".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (статья 12 Закона о безопасности дорожного движения).
Согласно пункту 6 статьи 8 Устава г. Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года N 2, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 39, 41 Устава г. Твери на администрацию г. Твери возложены полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Твери и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Согласно Положению о Департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Твери одной из основных задач Департамента дорожного хозяйства, структурного подразделения Администрации г. Твери, является организация содержания автомобильных дорог местного значения, включая конструктивные элементы автомобильных дорог и дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильных дорог и осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании указанных правовых норм, суды при разрешении спора обоснованно исходили из того, что решение вопросов в отношении дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги - проспект Победы, в том числе ее содержание, капитальный ремонт и ремонт, входит в компетенцию администрации г. Твери и ее структурного подразделения - Департамента дорожного хозяйства.
Согласно пункту 1 статье 18 Закона о дорожной деятельности ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТом Р 50597-2017 "Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В пункте 4.2 ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям данного стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.2.4 названного ГОСТа покрытие тротуаров, пешеходных дорожек не должны иметь отдельных разрушений площадью более 0, 2 кв.; покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), в частности, отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более. Загрязнения должны быть удалены в течение 3-х суток, отдельные разрушения - в течение 7 суток.
Согласно пункту 5.1.11 СП 59.13330.2016 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года N 798/пр, покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела судами, покрытие тротуаров на автомобильной дороге - проспект Победы г. Твери (от Волоколамского проспекта до пл. Терешковой) не соответствует указанным требованиям ГОСТа Р 50597-2017 и СП 59.13330.2016.
При этом из письма Департамента дорожного хозяйства от 15 января 2020 года следует, что в 2017 году была разработана проектно-сметная документация 119-19К-2018 на ремонт тротуаров на пр-те Победы, на участке от Волоколамского пр-та до пл. Терешковой. Его реализация планировалась на 2019 год, однако из-за недостаточности финансирования выполнить ремонт тротуаров на указанном участке улично-дорожной сети не представилось возможным.
Исходя из проектной документации на всем протяжении участка автомобильной дороги проспект Победы (от Волоколамского проспекта до пл. Терешковой) имеются неровности и выбоины, покрытие частично разрушено.
Несмотря на несоответствие спорного участка дороги требованиям ГОСТа Р 50597-2017 и СП 59.13330.2016, как на момент обращения прокурора в суд с административным иском, так и на момент рассмотрения дела судами ремонтные работы на нем не были организованы.
При таких обстоятельствах суды при рассмотрении дела пришли к выводам о наличии бездействия со стороны административных ответчиков и на основании положений статьи 227 КАС РФ возложили на них обязанность по приведению тротуаров в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 и СП 59.13330.2016.
При этом судами правомерно было учтено то обстоятельство, что указанные работы были запланированы органом местного самоуправления на 2019 год, однако выполнены не были. Выявленные нарушения содержания указанной автомобильной дороги нарушают требования безопасности дорожного движения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда города Твериот 3 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации города Твери по доверенности Никитиной Елены Борисовны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 24 марта 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.