Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бобряковой Наталии Юрьевны на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 18 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 10 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Бобряковой Наталии Юрьевны к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, главе территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля Трудоношину Александру Васильевичу о признании действий незаконными, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в соответствии с уведомлением (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-1356/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, установила:
Бобрякова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля, ее главе Трудоношину А.В, в котором просила признать незаконным предложение Главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля Трудоношина А.В. об изменении места проведения публичного мероприятия от 16 марта 2020 года N 01-44/1109, направленного в адрес административного истца за пределами рабочего дня территориальной администрации в 17 час. 56 мин, обязать административного ответчика устранить нарушение прав административного истца путем согласования проведения публичного мероприятия 18 марта 2020 года в форме пикета по адресу, указанному в уведомлении о проведении публичного мероприятия от 12 марта 2020 года.
Требования мотивированы тем, что действия административных ответчиков противоречат требованиям Федерального закона N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", разъяснениям законодательства Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с п.п.1 пункта 2.7.1 подраздела 2.7 раздела 2 Административного регламента, утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля 06 июля 2012 года N 1431, заявитель обращается с заявлением в территориальную администрацию в срок не позднее чем за 20 дней до даты проведения культурно-зрелищного, спортивного и иного мероприятия. Из содержания оспариваемого письма- предложения организатору публичного мероприятия от 16 марта 2020 года N 01-44/1109 следует, что основанием для предложения изменить место проведения публичного мероприятия послужило проведение в указанное время на территории Советской площади г. Ярославля иного мероприятия - катания на коньках. При этом, как следует из данных публичной кадастровой карты, площадь Советской площади г. Ярославля составляет 6 510 кв.м, территория, не занятая катком, составляет около 3 990 кв.м, что составит не более 39 кв.м на каждого пикетчика, исходя из максимального количества заявленных участников публичного мероприятия. При этом письмо-предложение организатору публичного мероприятия N01-44/1109 направлено с нарушением срока, ограничивает конституционное право административного истца и препятствует проведению публичного мероприятия. До настоящего времени решение о согласовании или об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия административным ответчиком не принято.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 18 марта 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 10 июля 2020 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 января 2021 года, административный истец ставит вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение. Полагает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела, решения постановлены с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, будучи своевременно и надлежащим образом извещены, в суд не явились.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Из материалов дела следует, что 12 марта 2020 года в 13.20 час. Бобрякова Н.Ю. представила в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования с количеством участников до 100 человек в период с 17.30 час. до 18.30 час. 18 марта 2020 года на Красной площади г. Ярославля у памятника Ленину. Цель публичного мероприятия - привлечение внимания общественности и властей всех уровней к важности принятия решения по поправкам в Конституцию.
Письмом-предложением от 13 марта 2020 года N 01-44/1086 территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля организатору публичного мероприятия предложила изменить место, указанное в уведомлении о проведении публичного мероприятия, так как по указанным в уведомлении дате и адресу будет проводиться другое мероприятия (информационное письмо управления культуры мэрии г. Ярославля от 11 марта 2020 N 281). Предложено провести публичное мероприятие по адресу г. Ярославль, Парк ветеранов со стороны ул. Белинского (Парк у госпиталя ветеранов войны, ограниченный улицами: Угличская, Белинского, Лермонтова), или в любом другом пригодном для целей этого мероприятия месте, в случае, если его проведение не создаст угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
13 марта 2020 года Бобряковой Н.Ю. представлен ответ на замечания, в котором указано, что ввиду особого места расположения, близости Леонтьевского кладбища, госпиталя ветеранов ВОВ по морально-этическим соображениям предложение провести пикет в сквере Ветеранов не может быть принято. Бобрякова Н.Ю. просила согласовать заявленный пикет на площадке возле памятника Ленину на пр-те Ленина, а в случае невозможности его проведения в этом месте - в парке Мира. Дата и время проведения пикета остаются прежними- 17.30 час. 18 марта 2020 года.
13 марта 2020 года в адрес Бобряковой Н.Ю. направлено письмо-предложение территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля N 01-44/1093, в котором территориальная администрация предложила организатору мероприятия изменить место проведения мероприятия, так как по указанным в ответе на замечания адресам, датам и времени (г. Ярославль, у памятника В.И.Ленину на проспекте Ленина или г. Ярославль, парк Мира (50-летия ВЛКСМ) будут проходить другие мероприятия, информация о проведении которых поступила ранее из департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля (информационное письмо от 28 февраля 2020 N01- 04/372) и управления культуры мэрии города Ярославля (информационное письмо от 11 марта 2020 года N281). При одновременном проведении в одном месте и в одно время двух мероприятий может создаться угроза безопасности участников данных мероприятий. Организатору публичного мероприятия повторно предложено провести пикет по адресу г. Ярославль, Парк ветеранов со стороны ул. Белинского (Парк у госпиталя ветеранов войны, ограниченный улицами: Угличская, Белинского, Лермонтова) или в любом другом пригодном для целей этого мероприятия месте, в случае, если проведение не создаст угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
13 марта 2020 года Бобряковой Н.Ю. представлен ответ на замечания, в котором указано, что предложение провести пикет в сквере Ветеранов не может быть принято. Бобрякова Н.Ю. просила согласовать заявленный пикет на Советской площади перед зданием Ярославской областной Думы, на Советской площади перед зданием Правительства Ярославской области, на площади Юности на площадке напротив ТЮЗа, не занятой детской игровой площадкой и фонтаном. Дата и время проведения пикета остаются прежними-17.30 час. 18 марта 2020 года.
16 марта 2020 года в адрес Бобряковой Н.Ю. направлено письмо-предложение территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля N 01-44/1109, в котором территориальная администрация предложила организатору мероприятия изменить место проведения мероприятия, так как по указанным в ответе на замечания адресам, датам и времени (г. Ярославль Советская площадь, г. Ярославль пл. Юности) будут проходить другие мероприятия, информация о проведении которых поступила ранее из управления по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля (информационное письмо входящий номер от 03 марта 2020 N 01-12/838) и управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля (информационное письмо входящий номер от 12 марта 2020 годаN01-12/967). При одновременном проведении в одном месте и в одно время двух мероприятий может создаться угроза безопасности участников данных мероприятий. Организатору публичного мероприятия повторно предложено провести пикет по адресу г. Ярославль, Парк ветеранов со стороны ул. Белинского (Парк у госпиталя ветеранов войны, ограниченный улицами: Угличская, Белинского, Лермонтова) или в любом другом пригодном для целей этого мероприятия месте, в случае, если проведение не создаст угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Из разъяснений данных Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам надлежит учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Отказывая в удовлетворении иска, суды правильно исходили из того, что административный ответчик не отказывал в проведении публичного мероприятия; при проведении согласительной процедуры, предусмотренной законом, Бобряковой Н.Ю. обоснованно было предложено провести публичное мероприятие по адресу г. Ярославль, Парк ветеранов со стороны ул. Белинского (Парк у госпиталя ветеранов войны, ограниченный улицами: Угличская, Белинского, Лермонтова) или в любом другом пригодном для целей этого мероприятия месте, поскольку в выбранных истцом местах проведения публичного мероприятия планировалось проведение иных публичных мероприятий, уведомление о которых поступило к административному ответчику ранее; оспариваемые действия административных ответчиков соответствовали закону; предложение об изменении места проведения мероприятия является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия; факт нарушения прав и законных интересов истца не установлен.
Ответчиками в ходе рассмотрения дела были представлены доказательства наличия объективных причин, препятствующих проведению публичного мероприятия в местах указанных истцом, следовательно, имелись основания для предложения изменить место проведения публичного мероприятия.
Всем доказательствам судами дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства.
Исходя из цели запланированного публичного мероприятия, его проведение не было привязано к конкретному месту, истец могла выбрать иное место проведения, однако этим правом не воспользовалась.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов сделаны при правильном применении норм материального права и с учетом обстоятельств административного дела.
Доводы жалобы истца основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, по своей сути, сводятся к несогласию автора с выводами судов, однако их не опровергают.
Оснований для отмены оспариваемых судебных актов, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 18 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 10 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бобряковой Наталии Юрьевны без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.