Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Титовой Марины Сергеевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 02 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области к Титовой Марине Сергеевне о взыскании задолженности по земельному налогу (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-109/2019 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, объяснения административного истца Титовой М.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, установила:
межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Омской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Титовой М.С. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014-2016 гг. в сумме 97476 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является собственником земельных участков, расположенных по адресу "адрес", и плательщиком земельного налога. В адрес Титовой М.С. направлялись налоговые уведомления об уплате земельного налога и требование об уплате недоимки за 2014 год в размере 38417рублей, за 2015 год в размере 40811 рублей, за 2016 год в размере 18248 рублей, всего 97476 рублей, которые оставлены без удовлетворения. Судебный приказ о взыскании недоимки был отменен по заявлению должника, поэтому налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Басманного районного суда г.Москвы от 03 октября 2019 года административное заявление налогового органа удовлетворено в полном объеме, с Титовой М.С. постановлено взыскать недоимку по земельному налогу в сумме 97476 рублей и государственную пошлину в сумме 3124 рубля 28 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 02 июля 2020 года решение районного суда изменено в части взыскиваемой суммы недоимки по налогу, с Титовой М.С. взыскана задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 15832 рубля, за 2015 год в сумме 19021 рубль и за 2016 год в сумме 17948 рублей, государственная пошлина в сумме 1784 рубля 30 копеек.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 января 2021 года, ответчик ставит вопрос об отмене апелляционного определения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Районный суд, удовлетворяя административное исковое заявление налогового органа, исходил из того, что Титовой М.С. не выполнена обязанность по уплате земельного налога в сумме 97476 рублей за 2014 - 2016 годы, судебный приказ, выданный мировым судьей, отменен 25 июня 2018 года, налоговым органом соблюдены сроки и процедура обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу об ошибочности размера начисления и расчета недоимки по налогу (неправильно определены периоды владения земельным участком, долг начислен дважды по одному земельному участку за один и тот же период), в остальной части с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации
требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (часть 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3).
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией районного суда и делая вывод о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, указал, что судебный приказ мирового судьи судебного участка N 387 Басманного района г. Москвы о взыскании с Титовой М.С. недоимки по земельному налогу в сумме 97476 рублей, был отменен определением мирового судьи от 25 июня 2018 года, следовательно, процессуальный срок на обращение в суд с иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации начал исчисление с 25 июня 2018 года и истекал 25 декабря 2018 года, налоговым органом исковое заявление направлено в суд 22 ноября 2018 года.
Между тем, судом не дана оценка тому обстоятельству, что в материалах дела имеется требование N 32527 по состоянию на 22 декабря 2016 года об уплате недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 40889 рублей и пени 272 рубля 59 копеек; 25 августа 2017 года мировым судьей судебного участка N 387 Басманного района г.Москвы уже выдавался судебный приказ о взыскании указанных сумм налога за 2015 год, который был отменен определением мирового судьи от 16 октября 2017 года.
Не выяснялся вопрос о направлении ответчику требования о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год, выдавался ли ранее судебный приказ о взыскании недоимки за данный период.
У мирового судьи не истребовались дела по заявлениям налогового органа о выдаче судебных приказов в отношении Титовой М.С. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2014-2016 годы.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводом о соблюдении налоговым органом срока обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку без установления указанных обстоятельств он является преждевременным. Поэтому апелляционное определение подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 02 июля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.