Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Зюлина М.А, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Хомутовского Д.А. (направлена электронным почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступила в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 июня 2020 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Хомутовского Д.А. к призывной комиссии военного комиссариата Кунцевского района Западного административного округа города Москвы о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хомутовский Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии военного комиссариата Кунцевского района ЗАО г. Москвы о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу незаконным.
В обоснование заявленных требований указывалось, что ДД.ММ.ГГГГ Хомутовский Д.А. обратился в Военный комиссариат с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит его пацифистским и морально-этическим убеждениям. ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией было принято решение об отказе Хомутовскому Д.А. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с нарушением сроков подачи заявления и не соответствия доводов данным, указанным в заявлении. Административный истец полагал, что приняв такое решение, призывная комиссия нарушила его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемое ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", ввиду того, что срок подачи заявления мог быть восстановлен, а в решении призывной комиссии отсутствует обоснование отказа в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, кроме того, решение призывной комиссии принято с нарушением процедуры его принятия.
Решением Кунцевского районного суда города Москвы от 23 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 июня 2020 года, Хомутовскому Д.А. отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный истец Хомутовский Д.А. ставит вопрос об отмене решения Кунцевского районного суда города Москвы от 23 января 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 июня 2020 года, с принятием по административному делу судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы им приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Административный истец Хомутовский Д.А. в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального округа Фили-Давыдкова ЗАО города Москвы и заинтересованного лица военного комиссариата (объединенного, Кунцевского района Западного административного округа города Москвы) по доверенности Яшина Т.А. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Хомутовский Д.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Кунцевского района ЗАО г. Москвы.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Военный комиссариат с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с наличием убеждений, которые противоречат несению воинской службы.
По итогам рассмотрения указанного заявления призывная комиссия ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с пропуском срока подачи заявления и не соответствия доводов административного истца данным, указанным в заявлении.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
В соответствии со статьей 2 названного выше Федерального закона, гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Этой же нормой права предусмотрено, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой указываются причины и обстоятельства, побудившие гражданина ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы, а также указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Пунктом 4 статьи 12 этого же Закона установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
К таким основаниям закон относит: нарушение срока и (или) порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 названного Федерального закона и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие гражданина документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее гражданину была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 447-О указано, что статья 11 Федерального закона по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.
Это означает, что гражданину должна быть обеспечена и предоставлена возможность довести до сведения призывной комиссии свои доводы о наличии у него убеждений или вероисповедания, которые противоречат несению военной службы.
Оставляя требования административного истца без удовлетворения суды исходили из того, что Хомутовскому Д.А. была в полной мере предоставлена возможность обосновать свои убеждения, а также уважительные причины, для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу. Однако административным истцом, каких-либо доказательств и обоснований предоставлено призывной комиссии не было, изложенные причины правомерно сочтены надуманными и неубедительными. Срок для подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу пропущен и оснований к его восстановлению не имелось.
Данные выводы судов в полной мере соотносятся с установленными по административному делу обстоятельствами и основаны на правильном применении приведенных выше норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 16 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хомутовского Д.А. - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 3 февраля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.