Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Сорокина С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Шестовой Полины Владимировны (направлена почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступила в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на решение Ленинского районного суда города Иваново от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 17 сентября 2020 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Вербиной В.В. к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вербина В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и обязании восстановить ее в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ решением Тейковского районного суда Ивановской области родители Вербиной В.В. лишены родительских прав. Как ребенок, оставшийся без попечения родителей, находясь в детском доме, в соответствии с законодательством Российской Федерации, она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени обязательство по обеспечению жилым помещением административного истца не выполнено. В ДД.ММ.ГГГГ Вербина В.В. узнала об исключении ее из указанного списка. На запрос административного истца ей была предоставлена выписка из распоряжения Департамента социальной защиты населения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому Вербину В.В. исключили из списка в связи с утратой оснований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По мнению административного истца, вышеуказанное распоряжение в части ее исключения из списка незаконно, так как основания, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 12 декабря 1996 года N159-ФЗ для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, ею не утрачены и за ней сохраняется право на обеспечение жилым помещением.
Решением Ленинского районного суда города Иваново от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 17 сентября 2020 года, распоряжение Департамента социальной защиты населения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями Вербиной В.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, признано незаконным. Названным решением на Департамент социальной защиты населения Ивановской области возложена обязанность по восстановлению Вербиной В.В. в соответствующем списке.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Шестова П.В. ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда города Иваново от 11 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 17 сентября 2020 года, с принятием по административному делу судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Административный истец Вербина В.В. в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ предписано, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из обстоятельств, указанных в этом пункте, в том числе: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); 2) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подпункт 3).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 названной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 данной статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном названной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, решением Тейковского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ родители Вербиной В.В. - ФИО11 и ФИО2 лишены в отношении нее родительских прав.
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ N Вербина В.В. передана на воспитание в приемную семью.
Из типового договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Вербина В.В. вселена совместно с нанимателем - ФИО6 (матерью) в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, в том числе жилой площадью "данные изъяты" кв.м. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение также вселены ФИО7 (отец), ФИО12, ФИО8 (сестры). По вышеуказанному адресу Вербина В.В. поставлена на регистрационный учет.
Вербина В.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Департамента социальной защиты населения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N Вербина В.В. исключена из указанного списка в связи с утратой оснований, предусмотренных статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая возникший административный спор, суды исходили из тех обстоятельств, что Вербина В.В, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем и не является фактически членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, в котором она зарегистрирована, в связи с тем, что в указанном жилом помещении проживают ее родители, лишенные родительских прав. Кроме того, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания административного истца в ранее занимаемом жилом помещении.
При этом суды обоснованно приняли во внимание те обстоятельства, что Вербина В.В. зарегистрирована по месту жительства в одном жилом помещении с лишенными родительских прав в отношении нее лицами, имеющими законное основание проживать в квартире по договору социального найма, что федеральным законодателем предусмотрено в качестве обстоятельства признания проживания административного истца в ранее занимаемом жилом помещении невозможным.
Административный истец лишена возможности вселиться в квартиру, поскольку родители злоупотребляют спиртными напитками, привели жилое помещение в антисанитарное состояние. В квартире она не проживала с момента лишения ее родителей родительских прав, находилась в детском учреждении, затем в приемной семье. Родители связь с ней не поддерживали. После окончания обучения проживает в г.Ярославль на съемной квартире. В квартиру родителей возвращаться не намерена из-за невозможности там проживать в силу антисанитарного состояния и отсутствия родственных отношений с родителями.
С учетом указанных обстоятельств выводы судов о наличии правовых оснований для признания оспариваемого административным истцом решения незаконным являются правильными, основанным на верном применении приведенных норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении.
В указанной части доводы кассационной жалобы носят сугубо формальный характер и направлены на иную правовую оценку установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой судебная коллегия не находит, с учетом установленного судами нарушения в связи с принятием административным ответчиком оспариваемого решения, предусмотренных действующим законодательством прав административного истца на обеспечение жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Иваново от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента социальной защиты населения Ивановской области по доверенности Шестовой Полины Владимировны - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 17 февраля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.