Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шульпина Бориса Дмитриевича на решение Торопецкого районного суда Тверской области от 17 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 сентября 2020 года по административному делу по административному иску Шульпина Бориса Дмитриевича к Главе Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаеву ФИО10 о признании незаконными действий и бездействий, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав (дело 2а-203/2020), Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Шульпин Б.Д. обратился в суд с административным иском к Главе Скворцовского сельского поселения Николаеву А.А. о признании незаконными его действий, выразившихся:
- в представлении в администрацию Торопецкого района Тверской области сведений о проведении опроса граждан о поддержке развития товарной аквакультуры (товарного рыболовства) в озере Добшо и озере Слободское Торопецкого района Тверской области;
- в представлении в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района письма от 10.12.2018 года N 401 со сведениями о проведении опроса граждан, а также признании данных действий недобросовестными (не соответствующими статье 31 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 23 Устава Скворцовского сельского поселения;
- в учёте мнения населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озерах Скворцовского сельского поселения Торопецкого района, а также признании данных действий не соответствующими положениям главы 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положениям главы 3 Устава Скворцовского сельского поселения;
- в предоставлении данных об учёте мнения населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озерах Скворцовского сельского поселения Торопецкого района, а также признании данных действий не соответствующими положениям главы 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положениям главы 3 Устава поселения;
- в не учёте мнения населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озерах Скворцовского сельского поселения Торопецкого района;
- в изучении мнения населения путём фальсифицирования опросов Новикоа В.И, Герасимовой Т.Н. и Ивановой Т.В.
- в изучении мнения населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озере Слободское путем не проведения опроса жителей д. Покровское;
- в фальсификации мнения населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озерах Скворцовского сельского поселения;
- в предоставлении сфальсифицированных данных о мнении населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озерах Скворцовского сельского поселения;
- в предоставлении недостоверных данных о мнении населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озерах Скворцовского сельского поселения;
- в проведении процедуры выявления позиции и учёта мнения населения по вопросу создания товарной аквакультуры на озерах Скворцовского сельского поселения согласно письму Комитета по управлению имуществом Торопецкого района от 05.12.2018г. N 462;
- в предоставлении письма от 10.12.2018 г. N 401 в Комитет по управлению имуществом Торопецкого района с изложением личного мнения и личной позиции, не имеющих юридического значения и не порождающих правовых последствий, а также содержащего недостоверные сведения, при превышении должностных полномочий;
- признании незаконным бездействия административного ответчика по информированию Шульпина Б.Д. и остальных жителей Скворцовского сельского поселения по вопросу создания товарной аквакультуры на озерах поселения;
- признании незаконным бездействия административного ответчика по обеспечению согласно ст. 3 Водного Кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возможности участия истца и остальных жителей Скворцовского сельского поселения в решении вопроса товарной аквакультуры на озерах поселения;
- признании незаконным бездействия административного ответчика по учёту мнения населения относительно вопроса создания товарной аквакультуры на озерах Скворцовского сельского поселения;
- признании ничтожным письма Главы Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Николаева А.А. от 10.12.2018 г. N 401, как содержащего не соответствующие действительности цифровые данные, и возложении на него обязанности составить и отправить опровержение указанного письма;
- взыскании компенсации произведенных административным истцом расходов на противодействие незаконным действиям ответчика в общей сумме 34, 11 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что на заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27.12.2018 были рассмотрены предложения ООО "Чихачи", принято решение об определении границы рыбоводного участка на части озера Добшинское Торопецкого района Тверской области и границы рыбоводного участка на части озера Слободское Торопецкого района.
Министром сельского хозяйства Тверской области был издан приказ от 17.01.2019 г. N 04 об утверждении границ рыбоводных участков, в пунктах 5 и 6 приложения к которому указаны рыбоводные участки на территории Торопецкого района: часть акватории озера Добшинское и часть акватории озера Слободское.
Жители Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, узнав о принятом решении через средства массовой информации, направили обращения в различные компетентные органы, выразив несогласие с развитием товарной аквакультуры и указав, что опрос граждан по данному вопросу не проводился, мнение жителей не выяснялось.
На заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области от 27.02.2019 г. повторно рассмотрены предложения ООО "Чихачи".
Согласно протоколу N14 заседания комиссии принято решение об отмене решения от 27.12.2018 г..
Приказом Министра сельского хозяйства от 11.03.2019 г. N 33 в таблице "Рыбоводные участки на водоемах Тверской области" приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Тверской области от 17.01.2019 г. N 04 "Об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области" пункты 5 и 6 признаны утратившими силу.
Решением Совета депутатов Скворцовского сельского поселения от 31.10.2018 г. N 11 Николаев А.А. избран Главой Скворцовского сельского поселения.
Согласно Уставу МО Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области Глава сельского поселения возглавляет администрацию Скворцовского сельского поселения.
Административный истец полагает, что письмо от 10.12.2018 г. является мнением (позицией), не имеющим юридического значения и не порождающим правовые последствия. Изучение мнения населения можно провести только на основании положений главы 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и положений главы 3 Устава поселения.
Оспариваемыми вышеуказанными действиями (бездействием) административного ответчика нарушены права, свободы и интересы административного истца.
Определением Торопецкого районного суда Тверской области от 06.07.2020 административное исковое заявление Шульпина Б.Д. принято к производству суда и возбуждено административное дело.
Определением Торопецкого районного суда Тверской области от 06.07.2020 из административного дела N 2а-203/2020 заявленные Шульпиным Б.Д. к Главе Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Николаеву А.А. требования материального характера о взыскании денежных средств выделены для рассмотрения по правилам искового производства в гражданском процессе.
Решением Торопецкого районного суда Тверской области от 17 июля 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Шульпина Б.Д. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции
В кассационной жалобе, поступившей в Торорпецкий районный суд Тверской области 23 декабря 2020 года, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права. Указывает на превышение судами полномочий в части проверки целесообразности оспариваемых решений органов местного самоуправления, судом не рассмотрено требование о признании содержания письма главы Скворцовского с/п Николаева А.А. N 401 от 10.12.2018 года, отказ в удовлетворении исковых требований не мотивирован. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст. 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанцией не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, исходил из того, что права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, поскольку Приказом Министра сельского хозяйства N33 от 11 марта 2019 года в таблице "Рыбоводные участки на водоемах Тверской области" приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Тверской области от 17 января 2019 года N04 "Об утверждении границ рыбоводных участков на водоемах Тверской области" пункты 5 и 6 признаны утратившими силу, т.е. принятое ранее решение о создании на озерах Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области товарной аквакультуры в настоящее время отменено.
Отменяя решение суда первой инстанции и направляя административное дело на новое рассмотрение, судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда от 23 сентября 2020 года указала на то, что суд нижестоящей инстанции, разрешая заявленные требования по существу, не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Администрацию Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия соглашается.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Вопреки императивным предписаниям части 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело без привлечения к участию в деле Администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.
Согласно ч. 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены принятого решения.
Поскольку суд кассационной инстанции не вправе предрешать существо судебного решения, которое должно быть принято судом нижестоящей инстанции, иные доводы поданной кассационной жалобы не подлежат оценке.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Оснований для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке, предусмотренных ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не имеется.
руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шульпина Бориса Дмитриевича без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.