Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Анатийчук О.М, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов Колосова Георгия Сергеевича, Григорьевой Ирины Ивановны, Гапонова Андрея Валентиновича, Мурашовой Натальи Борисовны, Кошелева Николая Александровича, Шилкиной-Побиванец Лидии Серафимовны, Канивца Александра Юрьевича на решение Свердловского районного суда города Костромы от 10 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 26 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Колосова Георгия Сергеевича, Григорьевой Ирины Ивановны, Гапонова Андрея Валентиновича, Мурашовой Натальи Борисовны, Кошелева Николая Александровича, Шилкиной-Побиванец Лидии Серафимовны, Канивца Александра Юрьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, ФГБУ "Филиал кадастровой палаты Росреестра по Костромской области" об оспаривании решений о постановке земельных участков на кадастровый учет (номер, присвоенный судом первой инстанции 2а-32/2020 г.)
Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М, установила:
Колосов Г.С, Григорьева И.И, Гапонов А.В, Мурашова Н.Б, Кошелев Н.А, Шилкина - Побиванец Л.С, Канивец А.Ю. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее также Управление Росреестра по Костромской области), в котором просили признать незаконными действия ответчика по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером N площадью 2215 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", и земельного участка с кадастровым номером N площадью 2807кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; обязать исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ и описании поворотных точек указанных земельных участков, а также описание поворотных точек границ земельных участков ЗУ4(1) и ЗУ(2) по ул. Войкова, 41 и земельных участков ЗУ9(1) и ЗУ9(2) по ул. Войкова, 41а; восстановить положение, существовавшее до нарушения прав и законных интересов истцов.
Требования мотивированы тем, что они проживают в многоквартирных жилых домах N по "адрес". N по "адрес", N N, N по "адрес" в г..Костроме, которые расположены на территории, прилегающей к земельному участку по адресу: пер. "адрес", кадастровый N, площадью 2215 кв.м, принадлежащему на праве собственности ООО "Ивстрой". ДД.ММ.ГГГГ из решения Свердловского районного суда г..Костромы по административному делу N 2а- 2895/2017 от 25 декабря 2017 года им стало известно о нарушении порядка согласования проекта межевания территории, ограниченной улицами Сусанина, Свердлова, 8 Марта, Войкова, который утвержден постановлением главы Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 утвержден проект межевания территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова, что негативно повлияло на их права как жителей многоквартирных домов. Из письма Управления Росреестра по Костромской области от 28 декабря 2017 года N 01-35/22308 следует, что при выполнении кадастровых работ по определению границ земельного участка по пер. Красный, 9, 9а с кадастровым номером N площадью 2215 кв.м, (в проекте межевания он обозначен условным номером ЗУЗ) и земельных участков по ул. Войкова 41 (в проекте межевания обозначен как ЗУ4(1) и ЗУ4(2)), по ул. Войкова 41 а (в проекте обозначен как ЗУ9(1) и ЗУ9(2)) и по ул. 8 Марта 60 с кадастровым номером N площадью 2807 кв.м, жителей домов, расположенных на смежных земельных участках, в том числе состоящих на кадастровом учёте, никто не уведомлял, извещения под расписку им не вручал. Определение границ объектов землеустройства на местности проводилось без их присутствия и с ними, жителями домов, расположенных на смежных земельных участках, в том числе состоящих на кадастровом учете, согласование местоположения границ вновь образуемого земельного участка не проводилось, акт согласования границ вновь образуемого смежного земельного участка ими не подписывался.
Согласно действующему в настоящее время проекту детальной планировки Свердловского района, утверждённому решением Исполнительного Комитета Костромского городского Совета народных депутатов от 26.07.1984 года N 450, размещение объектов недвижимости на территории земельного участка по пер. Красный, 9, 9а запрещено, однако на образованном земельном участке с кадастровым номером N ООО "Ивстрой" осуществляет строительство многоквартирного жилого дома. При проведении кадастровых работ по образованию участка ЗУЗ по "адрес" с кадастровым номером N площадью 2215 кв.м кадастровым инженером Погорельцевым В.Г. были допущены нарушения: изломанность его границ (ст. 11.9 Земельного кодекса РФ), увеличение площади участка на 255%, тогда как увеличение площади земельного участка допустимо не более чем на 10% от первоначальной площади земельного участка 0, 744 га по "адрес" с кадастровым N (ч.2 п.1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, ч.З п.З ст.42.8, п.4 ст.42.9 Федерального закона "О кадастровой деятельности"), наличие вклинивания у вновь образованного участка ЗУ4(2) по ул.Войкова, 41 по т.32, т.33, т.34 и т.22 (ст. 11.9 Земельного кодекса РФ), не были приняты во внимание границы, которые сложились фактически, т.е. границы, которые сложились не менее чем за 15 лет и оформлены природными и искусственно созданными объектами, в данном случае - существовавший более 20 лет забор, разделяющий детские и спортивную площадки и земельный участок 0, 7 га с кадастровым номером N. Несоответствие требованиям земельного законодательства вновь образованного земельного участка по пер. Красный, 9, 9а в части наличия изломанности границ подтверждается представлением прокуратуры г..Костромы от 24.10.2016 г..N 7-4-2016 и предписанием департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области от 29 июня 2017 года N 10.
При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка ЗУ27 по ул. 8 Марта, 60 с кадастровым номером N площадью 2807 кв.м кадастровым инженером Молокановой А.А. согласования местоположения границ данного земельного участка с собственниками квартир, расположенных в жилом "адрес", или их представителем не проводилось, акт согласования границ не подписывался. Однако данные обстоятельства Управлением Росреестра по Костромской области в нарушение статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, статей 27, 39 и 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пункта 3 части 3 статьи 42.8, пункта 4 статьи 42.9 Федерального закона "О кадастровой деятельности", пунктов 9.1, 11, 12, 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17 февраля 2003 года, учтены не были и Управление, проявив халатность, и не проверив наличие согласования проекта межевания с Министерством культуры РФ, предусмотренного пунктом 8 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поставило на кадастровый учёт 28 мая 2015 года - земельный участок по адресу: город Кострома, ул. 8 Марта, 60 площадью 2807 кв.м с присвоением ему кадастрового N, а 11 апреля 2016 года - земельный участок по адресу: город Кострома, пер. Красный, 9, 9а площадью 2215 кв.м с присвоением ему кадастрового номера N. В Обзоре судебной практики по делам об оспаривании отказа в осуществлении кадастрового учёта, утверждённом Президиумом Верховного суда РФ 30 ноября 2016 года, указано, что основанием для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учёта применительно к земельным участкам является нарушение законного порядка согласования местоположения границ земельных участков или отсутствие согласования местоположения границ, за исключением установленных законом случаев (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре).
Факт нарушения пункта 8 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и факт нарушения прав административных истцов подтверждается решением Свердловского районного суда г..Костромы от 25 декабря 2017 года по административному делу N 2а-2895/2017. 29 ноября 2017 года они обратились в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с просьбой провести проверку по факту незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 44:27:0040620:1502 площадью 2215 кв.м, это обращение было перенаправлено для рассмотрения в Управление Росреестра по Костромской области, однако в данном на него ответе Управления от 28 декабря 2017 года умалчивалось о необходимости согласования проекта межевания с Министерством культуры РФ, в связи с чем они 07 марта 2018 года направили повторное обращение в Росреестр. На это обращение им дан ответ от 10 апреля 2018 года, в котором указано, что согласно пункту 8 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до постановки на кадастровый учет проекты межевания в г..Костроме подлежат согласованию в Минкульте России. Полагают, что незаконными действиями ответчика по постановке земельных участков на кадастровый учет нарушены их права как граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен образованный земельный участок, нарушены их права на участие в градостроительной деятельности и принцип осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований о сохранении объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. В нарушение положений статьи 31 ЗК РФ они не были проинформированы о рассмотрении вопросов, связанных с передачей и изъятием земельного участка под строительство.
Незаконные действия ответчика нарушают их права и права других граждан, проживающих на данной территории, а также иных лиц, которые используют эту территорию, поскольку произведено уменьшение территории общего пользования, предназначенной для использования в качестве детских игровых площадок, площадок для занятий физической культурой, хозяйственных площадок, футбольного поля, площадок озеленения зоны, временных (гостевых) стоянок (парковок) автомобилей, уменьшены проезды для автомобилей специализированных служб.
Решением Свердловского районного суда города Костромы от 10 июля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления истцам отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 26 октября 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 января 2021 года, административные истцы ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения с принятием нового решения об удовлетворении иска. Полагают, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, не подтверждены доказательствами.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28 мая 2015 года на государственный кадастровый учет по заявлению кадастрового инженера Молокановой А.А. и приложенного к нему межевого плана, "данные изъяты"
Постановлением главы Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274 утвержден проект межевания территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова.
На этой же территории рядом с указанными многоквартирными домами находится образованный в соответствии с названным проектом межевания территории земельный участок площадью 2 215 кв.м по переулку Красный, д.9, 9а, сформированный в результате перераспределения земельного участка с кадастровым N площадью 744 кв.м по адресу: г.Кострома, пер.Красный, д.9, 9а, принадлежащего на праве собственности ООО "Ивстрой", и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
11 апреля 2016 года данный земельный участок на основании заявления кадастрового инженера Погорельцева В.Г. и приложенного к нему межевого плана, частью которого является проект межевания территории, утвержденный постановлением главы Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N.
На основании выданного Администрацией города Костромы 21 апреля 2017 года разрешения на строительство N 44-RU N ООО "Ивстрой" осуществило на земельном участке с кадастровым номером 44:27:040620:1502 строительство многоквартирного жилого 9-ти этажного дома с привлечением денежных средств граждан на основании договоров участия в долевом строительстве. В настоящее время строительство жилого дома завершено, 14 июля 2020 года Администрацией г. Костромы выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Проектом межевания территории кроме земельного участка площадью 2215 кв.м по переулку Красный, д.9, 9а (:ЗУЗ, вид разрешенного использования
- многоквартирные жилые дома) предусмотрено образование еще 17 земельных участков, в том числе, земельного участка :ЗУ4 площадью 4976 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома; и земельного участка :ЗУ9 площадью 1004 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - многоквартирные жилые дома (глава 3. Проектные решения. Таблица 1).
Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суды исходили из того, что кадастровый учет спорных земельных участков произведен филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Костромской области в порядке исполнения предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, факт нарушения прав истцов не установлен.
Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такой совокупности условий для удовлетворения административного иска по делу не установлено.
При разрешении требований суды, правильно руководствовались положениями частей 1 и 2 статьи 3, статей 2, 22, 38, 39, 42.1, 42.9 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года " О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент постановки на кадастровый учет спорных земельных участков), нормами Земельного и Жилищного кодексов Российской Федерации, положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 года N П/93, Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года N 1847, распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2009 года и установив, что 28 мая 2015 года кадастровый учет земельного участка с кадастровым N (ул.8 Марта, 60) и 11 апреля 2016 года кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N (пер.Красный, 9, 9а) осуществлены уполномоченным на то должностным лицом, на основании полного пакета необходимых документов, с заявлениями о постановке земельных участков на кадастровый учет заявителями были представлены межевые планы образованных земельных участков, которые были подготовлены в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", в составе межевого плана земельного участка по пер.Красный, 9, 9а был представлен и Проект межевания территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова, утвержденный постановлением главы Администрации города Костромы от 10 февраля 2016 года N 274, в соответствии с которым образовывался данный земельный участок, границы и размер земельного по указанному адресу представленным для осуществления кадастрового учета межевым планом установлены в соответствии с
названным проектом межевания территории. Оснований для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, которые предусмотрены статьей 27 Федерального закона N 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент постановки на кадастровый учет спорных земельных участков) у ответчика не имелось.
В силу статей 21 и 22 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент постановки на кадастровый учет спорных земельных участков) государственный кадастровый учет образованного земельного участка осуществляется на основании заявления заявителя и межевого плана, а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно статье 38 того же Федерального закона в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков (часть 2).
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3).
В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета (часть 6.1).
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10).
Обосновано со ссылкой на приведенные выше положения суды, что при предоставлении межевого плана в орган кадастрового учета, не требовалось представление акта согласования границ земельного участка по пер.Красный, 9, 9а (кадастровый N) с собственниками квартир в домах по "адрес".
Границы земельных участков с кадастровыми N ("адрес") и N ("адрес", ц.60), являющихся смежными с земельным участком по пер.Красный, 9, 9а (кадастровый N) и поставленных на кадастровый учет ранее последнего, в результате проведенных в отношении этого земельного участка кадастровых работ не уточнялись и не изменялись.
Формирование земельного участка с кадастровым N ("адрес") осуществлялось органом местного самоуправления и по его инициативе в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Доводы истцов основаны на ошибочном толковании положений закона, несогласие с проектом межевания территории, в соответствии с которым образован земельный участок с кадастровым N (пер. Красный, 9, 9а) не могло повлиять на законность оспариваемых действий по кадастровому учету земельных участков.
Доводы кассационной жалобы в силу положений части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут повлечь отмену решения и апелляционного определения в кассационном порядке, в связи с тем, что направлены лишь на несогласие с правовой оценкой и выводами судов.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, определений по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда города Костромы от 10 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 26 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административных истцов без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.