Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Денисова Ю.А, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФСИН России по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 1 июня 2020 г. (делоN 2а-1750/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 1 сентября 2020 г. (дело N 33а-2199/2020), вынесенные по административному делу по административному иску Кулеша Владимира Александровича к начальнику УФСИН России по Смоленской области Трачуку Александру Владимировичу, первому заместителю начальника УФСИН России по Смоленской области Казакову Александру Николаевичу, УФСИН России по Смоленской области об оспаривании предписания о направлении в исправительное учреждение для отбывания наказания по приговору суда, решения об отказе в удовлетворении жалобы, возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя Кулеша В.А. - Каменского Н.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Кулеш В.А, являющийся гражданином Республики Беларусь, обратился в суд с административным иском о признании незаконным предписания руководителя УФСИН России по Смоленской области от 23.12.2019 N 144 и решения первого заместителя руководителя УФСИН России по Смоленской области от 15.01.2020 об отказе в удовлетворении жалобы, в обоснование требований, указывая, что на момент вынесения приговора суда истец состоял на миграционном учете на территории Смоленской области и по этой причине должен отбывать наказание в пределах территории данного субъекта РФ. Обжалуемым предписанием направлен для отбытия наказания по приговору суда в распоряжение УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии. Считает, что таким решением нарушены его права на семейную жизнь и на общение с близкими родственниками, проживающими на территории союзного с Россией государства - Республика Беларусь.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 1 июня 2020 г, оставленным без изменения, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 1 сентября 2020 г, признаны незаконными предписание начальника УФСИН России по Смоленской области от 23.12.2019 N 144; решение первого заместителя начальника УФСИН России по Смоленской области от 15.01.2020; возложена обязанность принять меры, направленные на разрешение вопроса об отбывании Кулешом В.А. назначенного ему наказания в виде лишения свободы на территории Смоленской области.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 декабря 2020 г, административный ответчик УФСИН России по Смоленской области ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 22.10.2019 Кулеш В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ, определено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок 2 года.
Начальником УФСИН России по Смоленской области 23 декабря 2019 г. Кулешу В.А. выдано предписание N 144 о следовании для отбытия наказания в распоряжение УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, то есть в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он был осужден.
24 декабря 2019 г. Кулеш В.А. обратился на имя руководителя УФСИН России по Смоленской области с жалобой на данное предписание, указав, что приоритетным местом для отбывания наказания является территория Смоленской области, где он проживал, и где, отбывая наказание, он будет иметь реальную возможность полноценно общаться с близкими и родственниками, проживающими на территории Республики Беларусь, непосредственно граничащей со Смоленской областью.
15 января 2020 г. решением первого заместителя УФСИН России по Смоленской области Казакова А.Н. в удовлетворении жалобы отказано, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих факт постоянной или временной регистрации административного истца на территории Смоленской области.
Разрешая административные исковые требования и удовлетворяя их, суды обеих инстанций исходили из того, что местом проживания Кулеша В.А. является Смоленская область, возможность его размещения в расположенных на территории Смоленской области исправительных учреждениях не опровергнута, решения приняты без оценки степени сохранения истцом социально-полезных связей с родственниками, в связи с чем оспариваемым предписанием и решением по жалобе созданы препятствия для реализации права на уважение семейной жизни.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
Согласно части 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Порядка "Направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое", утвержденного Приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17, осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу.
Направление осужденного по месту проживания (регистрации по месту жительства) в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, производится администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ после установления наличия исправительного учреждения соответствующего вида и возможности размещения осужденного в этом учреждении.
Осужденные, не имеющие места жительства (не имеющие регистрации по месту жительства), направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.
В силу статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть 1); перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть 2).
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что к иным исключительным обстоятельствам, допускающим в силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, среди прочего, относится и невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбывания наказания в виде лишения свободы (кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации N 5-КА19-51 от 6 ноября 2019 г, N 5-КА19-24 от 12 июля 2019 г.и др.).
Постановлением Европейского Суда от 07 марта 2017 г. дело "Полякова и другие" установлено нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдением права заявителей на уважение семейной жизни ввиду направления заявителей для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные на значительном отдалении от места проживания их семей и близких, и отсутствием у заявителей реальной возможности добиться в национальных судах отмены соответствующих решений.
Обращаясь за судебной защитой, Кулеш В.А. мотивировал требования необходимостью поддержания социально полезных связей с близкими родственниками, проживающими в Республике Беларусь, и не имеющими возможности в силу материального положения посещать его в Чувашской Республике.
Судами установлено, что Кулеш В.А, являющийся гражданином Республики Беларусь, зарегистрирован по адресу: "адрес"
Административный истец состоит в браке с гражданкой Республики Беларусь ФИО10, имеет двоих несовершеннолетних детей, проживающих в Республике Беларусь.
До осуждения Кулеш В.А. осуществлял трудовую деятельность в ООО " "данные изъяты"" и был зарегистрирован по месту пребывания в период с 16.08.2019 по 24.12.2019 по адресу: "адрес", в период с 24 декабря 2019 г. по адресу: "адрес"
В приговоре суда от 22 октября 2019 г. местом пребывания Кулеша В.А. значится: "адрес"
Оспариваемые предписание от 23 декабря 2019 г. и решение по жалобе Кулеша В.А. от 15 января 2020 г, приняты без учета требований статьи 73, 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, пункта 3 Порядка "Направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое", утвержденного Приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17, поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается факт проживания административного истца на момент осуждения в Смоленской области.
Объективных доказательств того, что при определении места отбывания наказания и последующем рассмотрении обращения Кулеша В.А, была дана оценка данным фактическим обстоятельствам и возможности размещения административного истца в расположенных на территории Смоленской области исправительных учреждениях, в материалах дела не имеется, решения административными ответчиками приняты без оценки степени сохранения истцом социально-полезных связей с родственниками.
Доводы кассационной жалобы об обратном, не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом первой и апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов об установленных по делу фактических обстоятельствах.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 1 июня 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 1 сентября 2020 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Смоленской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 24 февраля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.