Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курчевской С.В, судей Захаровой С.В, Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) о включении периода работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначение пенсии
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2-100/2020)
по кассационной жалобе ФИО2 на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 07 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском о возложении обязанности на ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области и ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 25 июня 2019 года, включив в специальный стаж периоды работы:
со 02 апреля 1987 года по 06 сентября 1987 года - в должности медсестры в колхозе "Россия", с 09 сентября 1987 года по 15 августа 1991 года - в должности санитарного врача Учреждения ЯТ 30/4;
с 16 августа 1991 года по 31 августа 1993 года - в должности лаборанта 0, 5 ставки и в должности рентгенолаборанта 0, 5 ставки Учреждения ЯТ 30/4;
с 30 ноября 1998 года по 03 мая 2010 года (в том числе курсы повышения квалификации с 15 мая 2000 года по 15 июня 2000 года) - в должности медсестры Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения "Отъясская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ТОГБОУ);
с 04 мая 2010 года по 24 августа 2016 года (в том числе курсы повышения квалификации с 29 октября 2012 года по 29 ноября 2012 года) - в должности старшей медсестры ТОГБОУ "Отъясская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
с 25 августа 2016 года по 16 сентября 2018 года - в должности медсестры круглосуточного дежурства Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения "Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ТОГБОУ);
с 17 сентября 2018 года по 25 июня 2019 года в должности медицинской сестры в ТОГБОУ "Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
В обоснование исковых требований ФИО2B. указала, что ведение ею в спорные периоды медицинской деятельности подтверждается записями в трудовой книжке и иными доказательствами.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 13 февраля 2020 года исковые требования ФИО2B. удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Первомайском районе Тамбовской области (межрайонное) возложена обязанность включить ФИО2B. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды с 09 сентября 1987 года по 15 августа 1991 года и с 16 августа 1991 года по 31 августа 1993 года. В удовлетворении исковых требований в остальной части ФИО6 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 07 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
ФИО2 обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебных актов как незаконных и необоснованных, в части отказа во включении в специальный стаж ее работы периодов работы в структурном подразделении в виде медицинского блока в ТОГБУ "Отьясская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" в должности медицинской сестры с 16.03.1998 по 03.05.2010, в должности старшей медицинской сестры с 04.05.2010 по 24.08.2016 и в структурном подразделении в виде медицинского блока в ТОГБОУ "Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" в должности медсестры круглосуточного дежурства с 25.08.2016 по 16.09.2018, в должности медсестры с 17.09.2018 по 25.06.2019. Заявитель жалобы указала, что судами при вынесении решения и апелляционного определения нарушены нормы материального права, согласно которым в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности более 25 лет, входят периоды работы не только в учреждениях или в структурных подразделениях, поименованных в соответствующих списках, но и в иных структурных подразделениях, независимо от ведомственной подчиненности таких учреждений. Оказываемая медицинская помощь воспитанникам в учреждениях, в которых истец осуществляла работу, лицензирована в установленном законом порядке, наличие структурных подразделений в виде медицинских блоков в учреждениях подтверждена доказательствами, занимаемые ею должности соответствуют спискам.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика. Ходатайство представителя пенсионного органа об организации участия представителя в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи отклонено кассационным судом в ходе судебного заседания, как необоснованное и поданное за несколько дней до назначенного судебного заседания, что исключило техническую возможность организации ВКС.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются в частности:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности).
В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Суды, принимая обжалуемые судебные постановления, исходили из отсутствия факта работы истца в структурных подразделениях, поименованных в пункте 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Судами установлено, что основаниями для отказа ответчика во включении в соответствующий стаж спорных периодов работы истицы в должности медсестры (в том числе старшей) в ТОГБОУ "Отъясская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и в ТОГБОУ "Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (отмечается, что постановлением Администрации Тамбовской области от 01 июня 2016 года N 584 ТОГБОУ "Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" реорганизована в форме присоединения к нему ТОГБОУ "Отъясская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями") указаны:
1) разделом "наименование учреждений" Списка N 781 школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не поименована;
2) сведениями индивидуального персонифицированного учета льготный характер работы не подтвержден.
Списки наименований и должностей являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в учреждениях здравоохранения (в том числе и в санаторно-эпидемиологических учреждениях).
Школа-интернат, как следует из номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 года N 395, номенклатур государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденных приказами соответственно Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июня 2003 года N 229 и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года, не отнесена к учреждениям здравоохранения. В номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 529н, школа-интернат для слабослышащих детей также отсутствует.
Между тем назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста связано не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ); при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 520-О-О, от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О и др.).
Отнесение названными выше списками и правилами определенного вида профессиональной деятельности к лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения осуществляется на основе объективной оценки характера труда по той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения. Следовательно, невключение вида учреждения (в данном случае школы-интерната) в списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, означает, что периоды трудовой деятельности в таком учреждении даже в должности, предусмотренной соответствующими списками, не засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Все доводы кассационной жалобы истца повторяют его правовую позицию в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Ссылка кассатора на разъяснения п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" свидетельствует о его неверном толковании, так как разъяснение содержит указание на включение в специальный стаж работы в определенных структурных подразделениях, перечисленных в пункте 6 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в установленном законом порядке тождество медицинских блоков с какими-либо из перечисленных указанными положениями структурных подразделений (медицинских частей, здравпунктов и т.д.) не устанавливалось.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, повлекших принятие неверных судебных актов, а также предусмотренных в ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Тамбова от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 07 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.