Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2021 г. по делу N 16-852/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя открытого акционерного общества "Олонецлес" генерального директора Образцова А.В. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 30 сентября 2019 г., решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 29 ноября 2019 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2020 г., вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Олонецлес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 30 сентября 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 29 ноября 2019 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2020 г, открытое акционерное общество "Олонецлес" (далее - ОАО "Олонецлес", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ОАО "Олонецлес" генеральный директор Образцов А.В. просит об отмене приведенных актов, прекращении производства по делу ввиду неправильного установления фактических обстоятельств дела, нарушения норм материального и процессуального права.
Изучение доводов жалобы и представленных с ней материалов дела об административном правонарушении позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Частью 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Должностным лицом административного органа и судебными инстанциями установлено, что 24 декабря 2014 г. между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодателем) и ОАО "Олонецлес" (арендатором) в целях заготовки древесины был заключен договор аренды лесного участка N164-з, находящегося в государственной собственности, площадью 173 154, 4 га, расположенного на территории Олонецкого и Ладожского кадастровых районов Республики Карелия в Олонецком лесничестве (в настоящее время - ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество").
С учетом определенных сторонами договора в пунктах 4.4.2, 4.4.5 условий арендатор обязан: не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, режима особой охраны либо охраняемых природных территорий; выполнять требования по неистощительному, рациональному и равномерному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов, предусмотренные лесным законодательством.
В период с 1 января по 31 декабря 2018 г. обществом для заготовки древесины на основании лесных деклараций использовались лесные участки, расположенные в ГКУ РК "Олонецкое центральное лесничество", в том числе в Видлицком участковом лесничестве в кварталах 1-45, 55-59, 68-71, 78-83, 95-99, 107, 108, 116-118, 120-127, 132-141, 146, 148-149, 151-166, 169-183, 185, 189-195; Тулокском участковом лесничестве в кварталах 1-17, 20-25, 27, 28, 31-34, 43-45, 55, 56, 67, 68, 84-86; Коткозерском участковом лесничестве в кварталах 1-3, 6-8, 12-15, 20, 25, 29-33, 40, 47-55, 60, 61, 65, 66, 70-85, 89-100, 104-109, 113-116, 126-129, 139-142, 157-159, 171-173, 184-186, 193, 194, 210-211; Мегрозерском участковом лесничестве в кварталах 112, 125, 128, 136-144, 152-155, 161-164, 169-173, 178-180, 184-230; Верхне-Олонецком участковом лесничестве в кварталах 1-46, 49-54, 59-62, 67-113, 116-129, 132-142, 144-147, 149-155, 157-159, 161-167, 169-184, 186-188, 202-205, 207, 208, 210, 222-227; Кукшегорском участковом лесничестве в кварталах 1-51, 53-55, 57-69, 72-119, 121-125, 128, 129, 131-137, 139-143, 146-158; в Михайловском участковом лесничестве в кварталах 1-38, 40-46, 50-73, 76-94, 99-113, 116-134, 138-148, 151-168.
Также по делу установлено, что в таблице 6.2.3 Проекта освоения лесов в целях использования лесов для заготовки древесины на лесном участке, расположенном в Олонецком лесничестве Республики Карелия, арендуемом ОАО "Олонецлес", на 2018 г. был предусмотрен ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами путем производства рубки прореживания с ликвидным объемом вырубаемой древесины 8, 8 тыс.куб.м на площади 430 га, и проходных рубок с ликвидным объемом вырубаемой древесины 29, 2 тыс.куб.м на площади 961 га.
Во исполнение требований приказа Минприроды России N 452 ОАО "Олонецлес" в рамках исполнения договора аренды лесного участка N164-з от 24 декабря 2014 г. за январь - декабрь 2018 г. в соответствующий орган представлен отчет об использовании лесов по форме 1-ВЛ, согласно которому рубки прореживания выполнены на площади 82, 5 га с ликвидным объемом вырубаемой древесины 3, 833 тыс.куб.м, проходные рубки выполнены на площади 568, 45 га с ликвидным объемом вырубаемой древесины 27, 640 тыс.куб.м.
При изучении представленных лесопользователем сведений установлено, что ОАО "Олонецлес" не выполнило установленный Проектом освоения лесов на 2018 г. ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами в части рубок прореживания в объеме 4, 967 тыс.куб.м на площади 347, 5 га, проходных рубок в объеме 1, 740 тыс.куб.м на площади 374, 55 га.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Законность и обоснованность вынесенного судьей Олонецкого районного суда Республики Карелия решения в полном объеме проверены судьей Верховного суда Республики Карелия с соблюдением требований статей 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение получили надлежащую оценку.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 30 сентября 2019 г, решение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия от 29 ноября 2019 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 18 февраля 2020 г, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Олонецлес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя открытого акционерного общества "Олонецлес" генерального директора Образцова А.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.