Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 9 декабря 2019 года (N 2а-2319/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июля 2020 года (N 33а-3199/2020) по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Кабановой И.Е, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против кассационной жалобы прокурора Яковлевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Выборгский городской прокурор обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе рассмотрения обращения депутата Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга Ходосюк А.В. проведена проверка по вопросу соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, требований законодательства об охране окружающей среды на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
В ходе проверки установлено, что на участке местности с координатами N расположенном в границах Первомайского сельского поселения Выборгского района Ленинградской области вблизи п. Красавица на площади 3, 0292 га расположена несанкционированная свалка отходов объемом 1 500 куб.м. Морфологический состав отходов: пластик, резина, металл, древесина, стекло, строительные отходы. Согласно информации военной прокуратуры Западного военного округа, сведений о принадлежности указанного захламленного земельного участка к имуществу Министерства обороны Российской Федерации не установлено.
Размещение отходов произведено на лесной подстилке необорудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод. Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представилось возможным.
После уточнения состава лиц, участвующих в деле, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и Министерство обороны Российской Федерации провести мероприятия по очистке участка местности с точками координат N прилегающего к п. Красавица от захламления путем вывоза отходов производства и потребления, на площади 3.0292 га, на санкционированный полигон отходов, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определениями суда произведена замена ненадлежащего административного ответчика с администрации муниципального образования "Выборгской район" Ленинградской области на надлежащего ответчика - администрация муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгский муниципальный район Ленинградской области, привлечены к участию в качестве заинтересованных лиц - администрация муниципального образования "Выборгской район" Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгской район" Ленинградской области, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области 9 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июля 2020 года, административное исковое заявление Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов удовлетворено.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в срок до 1 августа 2020 года провести мероприятия по очистке земельного участка площадью 3, 0292 га в точках координат N; прилегающего к пос. Красавица г. Зеленогорска Санкт-Петербурга от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов.
В удовлетворении административных исковых требований Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области о возложении обязанности провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов отказано.
В кассационной жалобе на решение Выборгского городского суда Ленинградской области 9 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июля 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 11 января 2021 года, Министерство обороны Российской Федерации ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с выводами, не соответствующими обстоятельствам административного дела, неправильным определением этих обстоятельств, неверным применением норм материального права и грубыми нарушениями норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации на решение Выборгского городского суда Ленинградской области 9 декабря 2019 года.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Проверяя решение суда по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о нахождении несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, находящемся во владении Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем мероприятия по очистке земельного участка должны быть возложены на Министерство обороны Российской Федерации, что повлекло удовлетворение административных исковых требований в соответствующей части.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при вынесении определения; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются (часть 3 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Апелляционное определение приведенным требованиям не соответствует.
Оставляя без удовлетворения апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации, суд апелляционной инстанции нашел установленным, что постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области 1 февраля 1993 года N 308 за Ольгинской КЭЧ закреплены на праве бессрочного (постоянного) пользования земельные участки, согласно приложению к постановлению, в том числе земельный участок, расположенный в районе расположения свалки мусора, а согласно генеральному плану муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области 25 декабря 2018 года N, свалка бытовых отходов расположена в функциональной зоне объектов специального назначения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым не согласился с доводами апелляционной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о том, что территория с географическими координатами: N не относится к землям Министерства обороны Российской Федерации и расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена, что Министерство обороны Российской Федерации использует только земельный участок, расположенный в границах имущественного комплекса воинской части 03216, ограниченный ограждением воинской части, военного городка N.
Не дана была оценка письму ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СЗТУИО" Минобороны России) от 23 ноября 2018 года N, согласно которому вышеуказанная территория расположена рядом с военным городком N по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, п. Красавица в границах кадастрового деления Ленинградской области. При этом имущественный комплекс военного городка N, состоящий на учете ФГКУ "СЗТУИО" Минобороны России, расположен в границах кадастрового деления города Санкт-Петербург, а также письму Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству от 26 марта 2019 года N, из которого следует, что территория свалки расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июля 2020 года нельзя признать законным, так как оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, которое могло привести к принятию неправильного судебного акта, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для его отмены в кассационном порядке с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июля 2020 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Первомайское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области и Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности провести мероприятия по очистке земельного участка от захламления путем вывоза отходов производства и потребления на санкционированный полигон отходов направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.