Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмарь Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации МО город Новороссийск - ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 10 июня 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО города Новороссийск о признании пункта Положения о Градостроительном совете при главе администрации муниципального образования город Новороссийск незаконным.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав прокурора Руденко М.В, представителя администрации МО город Новороссийск - ФИО2, судебная коллегия
установила:
прокурор города Новороссийска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО города Новороссийск, в котором просил признать пункт 3.5 Положения о Градостроительном совете при главе муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации МО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N 990 незаконным и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска от 10 июня 2020 года административный иск прокурора Новороссийска к АМО города Новороссийска удовлетворен. Суд признал пункта 3.5 Положения о Градостроительном совете при главе муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации МО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N 990 незаконным и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда. На администрацию МО город Новороссийск возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Вестник муниципального образования город Новороссийск".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 октября 2020 года решение от 10 июня 2020 года отменено в части. Административной иск удовлетворен в части.
Суд признал недействующим с момента принятия п.3.5 Положения о градостроительном совете при главе муниципального образования г. Новороссийск, утвержденного постановлением АМО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N990, в части согласования представителями средств массовой информации с председателем градостроительного совета всех материалов, посвященных итогам очередного заседания или деятельности градостроительного совета перед публикацией.
В удовлетворении требований прокурора города Новороссийска о признании и. 3.5 Положения о градостроительном совете при главе муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением АМО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N990, незаконным и недействующем с момента вступления в силу решения суда в части участия представителей средств массовой информации в заседаниях градостроительного совета по заявке, направленной на имя председателя градостроительного совета, отказано.
На администрацию МО город Новороссийск возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении в течении одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения в газете "Вестник муниципального образования город Новороссийск". В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 10 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение суда и апелляционное определение, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 29 января 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Удовлетворяя требования прокурора города Новороссийска суд первой инстанции исходил из того, что последствием действия оспариваемого пункта положения в указанной редакции является неправомерное установление цензуры, а именно - установление обязанности согласования представителями средств массовой информации материалов, посвященных итогам очередного заседания или деятельности Градостроительного совета, перед их публикацией, с председателем Градостроительного совета.
Суд апелляционной инстанции указал следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации МО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N образован градостроительный совет при главе муниципального образования город Новороссийск и утверждено положение о градостроительном совете при главе МО город Новороссийск.
Данное постановление опубликовано в газете "Вестник муниципального образования город Новороссийск" N N от 22 февраля 2020 года и является действующим.
Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N "Об образовании Градостроительного совета при главе муниципального образования город Новороссийск и признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 15 октября 2018 года N 4135" принято полномочным органом, процедура принятия постановления, правила введения его в действие, форма и вид, соблюдены.
Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N 990 принято в целях повышения качества градостроительных, архитектурно-планировочных, художественных и функциональных проектных решений, их рациональности и экономичности в планировке, застройке и благоустройстве территории городского округа, обеспечения градостроительной закономерности и преемственности проектных решений, ведения единой градостроительной политики в муниципального образования город Новороссийск, проведения единой политики по развитию на территории муниципального образования г. Новороссийск обеспечения повышения уровня благоустройства и обеспечения архитектурной эстетичности муниципального образования.
Пунктом 3.5 Положения о Градостроительном совете установлено, что представители средств массовой информации участвуют в заседаниях Градостроительного совета по заявке, направленной на имя председателя Градостроительного совета, все материалы посвященные итогам заседания или деятельности Градостроительного совета, перед публикацией проходят согласование с председателем Градостроительного совета.
Как указывал административный истец, указанные требования являются незаконными, поскольку в силу положений статьи 3 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N2124-1 "О средствах массовой информации" являются цензурой средств массовой информации, что недопустимо.
На протест Прокуратуры города Новороссийска от 10 марта 2020 года поступил ответ от 6 апреля 2020 года об отказе в его удовлетворении.
Согласно абз. 1 ст. 3 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", исходя из содержания части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" цензурой признается требование от редакции средства массовой информации или от ее представителей (в частности, от главного редактора, его заместителя) со стороны должностных лиц, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
Ссылаясь на изложенное, приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование прокурора города Новороссийска о признании недействующим пункта 3.5 Положения о Градостроительном совете при главе муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации МО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N 990, в части согласования представителями средств массовой информации всех материалов посвященных итогам заседания или деятельности градостроительного совета, перед публикацией с председателем градостроительного совета.
Вместе с тем, как указал суд апелляционной инстанции, требования прокурора города Новороссийска о признании недействующим пункта 3.5 Положения о градостроительном совете при главе муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации МО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N 990, в части участия представителей средств массовой информации в заседаниях градостроительного совета по заявке, направленной на имя председателя градостроительного совета удовлетворению не подлежат в виду следующего.
Пунктом 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации и запрет цензуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований прокурора города Новороссийска о признании не действующим пункта 3.5 Положения о Градостроительном совете при главе муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации МО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N 990, устанавливающим право представителей средств массовой информации участвовать в заседаниях Градостроительного совета по заявке, направленной на имя председателя Градостроительного совета, а также признания не действующим пункта 3.5 Положения о Градостроительном совете при главе муниципального образования город Новороссийск, утвержденного постановлением администрации МО город Новороссийск от 25 февраля 2020 года N 990, с момента вступления в законную силу решения суда, нельзя признать законным и обоснованным, оно, в этой части, подлежит отмене, требования прокурора города Новороссийска оставлению без удовлетворения.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 10 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 октября 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 марта 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.