Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Халилова Ш.Р. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Халилова Ш.Р. об оспаривании приказа органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Халилов О.Р, Халилова М, Халилов Ш.Р. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными приказов министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 26 июня 2019 года N 261-М, N 268-М, от 05 июля 2019 года N 283-М "Об отказе в предоставлении земельного участка".
Просили возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть их заявления от 21 мая 2019 года о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков площадью 9300 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 20 000 кв. м, с кадастровым номером N, площадью 19 920 кв. м с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес", Первомайский сельский совет, за границами населённого пункта, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, в порядке завершения оформления прав, по результатам которых принять соответствующее решение.
Решением Кировского районного суда Республики Крым от 26 июня 2020 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной Халиловым Ш.Р. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 13 января 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 3 февраля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на допущенные судами нарушения норм материального права, нарушения и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, распоряжением Кировской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 26 декабря 2008 года N 1108-р постановлено:
дать разрешение на изготовление проекта землеустройства по отводу в собственность гражданам, согласно приложению, земельных участков из земель резервного фонда, расположенных вне границ населённых пунктов Первомайского сельского совета, для ведения личного крестьянского хозяйства.
Обязать граждан:
В месячный срок заключить договор с землеустроительной организацией на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность и установлению границ земельных участков в натуре (на местности), предоставив ксерокопию его в управление агропромышленного развития РГА.
В срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины, предоставить проект отвода в райгосадминистрацию для утверждения.
Предупредить граждан о недопустимости нарушения сроков исполнения подпункта 2.2 пункта 2 распоряжения, что влечёт за собой признание его утратившим силу.
Согласно архивной выписке от 28 июля 2016 года из данного распоряжения, одним из таких граждан являлся Халилов Ш.Р.
Халиловым О.Р, Халиловой М, Халиловым Ш.Р. 23 января 2009 года с Крымским региональным филиалом Кировского производственного отдела Государственного агентства земельных ресурсов Украины Государственное предприятие "Центр государственного земельного кадастра" заключён договор на изготовление проекта землеустройства по отводу земельных участков в собственность N 50.
В 2013 году изготовлен проект по отводу Халилову О.Р, Халиловой М, Халилову Ш.Р. земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства общей площадью 4, 9300 га.
Также 8 января 2014 года получено заключение архитектуры Кировской районной государственной администрации о возможности целевого использования земельного участка.
Согласно ответу от 2 октября 2020 года администрация Кировского района Республики Крым информацией о предоставлении Халиловым Ш.Р. на утверждение проекта землеустройства по отводу земельного участка, разработанного на основании распоряжения государственной администрации Кировского района от 26 декабря 2008 года N 1108-р, не располагает.
Из информации архивного сектора администрации Кировского района от 2 октября 2020 года следует, что в перечнях распоряжений райгосадминистрации за 2008-2014 годы сведения о внесении изменений в распоряжение от 26 декабря 2008 года N 1108-р не выявлены.
Халилов Ш.Р. обратился 21 мая 2019 года в министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 19 920 кв. м с кадастровым номером N, в порядке завершения оформления права, на основании распоряжения Кировской районной государственной администрации АР Крым от 26 декабря 2008 года N 1108-р.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 05 июля 2019 года N 283-М административному истцу отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", в связи с истечением срока действия распоряжения Кировской районной государственной администрации АРК от 26 декабря 2008 года N 1108-р.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статьей 2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривает Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подаёт заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Требования к такому заявлению и перечень прилагаемых к нему документов установлены пунктами 6, 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Частью 6 статьи 13 указанного Закона установлено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 1 статьи 39.16 поименованного Кодекса, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Из подпункта 2.2 пункта 2 распоряжения Кировской районной государственной администрации АРК от 26 декабря 2008 года N 1108-р следует, что на граждан, согласно списку, в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины, возложена обязанность предоставить проект отвода в райгосадминистрацию для утверждения.
Также граждане были предупреждены о недопустимости нарушения подпункта 2.2 пункта 2 распоряжения, что влечёт за собой признание его утратившим силу (пункт 3 Распоряжения).
На момент издания вышеуказанного распоряжения часть 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины предусматривала, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составлял один год и мог быть продлён однократно на такой же срок.
Доказательств принятия Халиловым Ш.Р. мер по своевременному исполнению требований вышеуказанного распоряжения материалы административного дела не содержат и административным истцом не представлено, как и сведений о том, что в данное распоряжение вносились изменения, продлевался срок для предоставления в райгосадминистрацию проекта отвода для утверждения либо что оно было признано в установленном законом порядке недействительным или незаконным в части установления срока его действия.
Законом Украины от 5 ноября 2009 года N 1702 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю" статья 151 Земельного кодекса Украины была изложена в новой редакции, в которой норма о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований ее отвода была исключена.
Таким образом, распоряжение Кировской районной государственной администрации от 26 декабря 2008 года N 1108-р (включая подпункт 2.2 пункта 2) было принято до внесения соответствующих изменений в статью 151 Земельного кодекса Украины.
В письме заместителя главы администрации Кировского района Республики Крым от 15 августа 2016 года указано, что срок действия решений органов государственной исполнительной власти Украины о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятых с 9 декабря 2009 года по 21 марта 2014 года законодательством Украины, ограничен не был.
Вместе с тем, представленное административным истцом распоряжение Кировской районной государственной администрации от 26 декабря 2008 года N 1108-р принято ранее указанного периода. Приведенные обстоятельства, исходя из пункта 3 названного Распоряжения, свидетельствует об утрате им законной силы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 18 марта 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.