Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Феткуловой О.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2020 года, которым отменено решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского кря от 9 июля 2018 года по административному исковому заявлению Феткуловой О.И. к администрации г. Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Феткулова О.И. обратилась в Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок); установить (определить) местоположение границы спорного земельного участка согласно указанной системе координат Краснодарского края МСК-23; считать утвержденной и согласованной схему расположения перераспределенного земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1955 кв. м для садоводства спорного земельного участка из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, изготовленную кадастровым инженером ФИО1.; возложить на администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений обязанность заключить с Феткуловой О.И. соглашение о перераспределении спорного земельного участка; возложить на Управление Росреестра по Краснодарскому краю в г. Сочи обязанность произвести государственный кадастровый учет изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади спорного земельного участка в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером ФИО1, без истребования иных дополнительных документов и выдать Феткуловой О.И. выписку из Единого государственного реестра недвижимости о данном земельном участке общей площадью 1955 кв. м.
В обоснование требований заявитель указал, что ей на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, общей площадью 800 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес". На указанном земельном участке расположено жилое помещение общей площадью 81, 7 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты". Фактическая площадь используемого Феткуловой О.И. земельного участка (в границах его ограждений) при домовладении в соответствии со сложившимся порядком землепользования составляет 1955 кв. м. Часть земельного участка расположена в той же территориально-планировочной зоне. В результате проведения кадастровых работ было исправлено положение характерных точек границ земельного участка, конфигурация земельного участка изменилась, площадь составила 1955 кв. м. Однако департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи 14 мая 2018 года отказал Феткуловой О.И. в заключении соглашения о перераспределении земель, поскольку отсутствует способ образования земельного участка, площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка составит 1955 кв. м, что будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности, выявлено несоответствие представленной схемы требованиям к ее подготовке. Считает данный отказ незаконным.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 июля 2018 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в случае формирования испрашиваемого земельного участка с меньшей площадью будет невозможно осуществлять обслуживание и эксплуатацию объекта недвижимости, находящегося на этом земельном участке. Фактическая площадь используемого административным истцом земельного участка (в границах его ограждений) при домовладении в соответствии со сложившимся порядком землепользования составляет 1955 кв. м. Также суд указал, что спорный земельный участок можно использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж-1 видом разрешенного использования.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2020 года решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 июля 2018 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 декабря 2020 года, Феткулова О.И. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2020 года. Ссылается на обстоятельства, установленные судом первой инстанции, считая его выводы законными и обоснованными. По мнению заявителя, она лишена в ином порядке, кроме судебного, возможности реализовать свое право на приобретение в собственность спорного земельного участка.
Определением судьи от 2 февраля 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
16 марта 2021 года от Феткуловой О.И. поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с ее нахождением на больничном по состоянию здоровья. К указанному ходатайству административный истец представил справку о том, что она наблюдается в "данные изъяты" с 11 марта 2021 года.
Ввиду отсутствия документов, подтверждающих невозможность явки Феткуловой О.И. в судебное заседание, назначенное на 16 марта 2021 года, на основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Судом установлено, что Феткуловой О.И. на праве собственности принадлежит квартира N в доме N по "адрес" общей площадью 81, 7 кв. м.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 21 октября 2008 года N, выданной главой администрации Волковского сельского округа г. Сочи, правопредшественнику Феткуловой О.И. - ФИО2 был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 800 кв. м из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес".
В фактическом пользовании административного истца находится земельный участок площадью 1955 кв. м, в связи с чем она в целях увеличения правомерной площади земельного участка на 1155 кв. м обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности".
Решением департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в форме письменного сообщения от 14 мая 2018 года N в предоставлении муниципальной услуги отказано на основании того, что в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка путем перераспределения указанного земельного участка отсутствует способ образования земельного участка, площадь образуемого в результате перераспределения спорного земельного участка, на который возникает право частной собственности, составит 1955 кв. м, что будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства (1200 кв. м). Также выявлено несоответствие представленной схемы требованиям к ее подготовке, а именно: на графической части схемы не указаны граница и кадастровый номер исходного земельного участка и перечисленные в схеме условные обозначения не соответствуют требованиям.
Согласно статье 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу части 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в частности, их площадь.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202, предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства составляют от 650 кв. м до 1200 кв. м.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 31 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 24 сентября 2015 года N 2753, в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано, если в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 14 мая 2018 года в предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" соответствует вышеуказанным требованиям действующего законодательства, в связи с чем не может быть признано незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы, изложенные в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2020 года, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах приведенное оспариваемое судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для его отмены отсутствуют.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Феткуловой О.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 29 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.