Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар - Михайловой К.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Гасанова Р.Г.О. к администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании действий и решений.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар - ФИО1, судебная коллегия
установила:
Гасанов Р.Г.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просил признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес"; возложить обязанность устранить нарушения права путем выдачи разрешения на строительство.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 1 апреля 2019 года административные исковые требования Гасанова Р.Г.О. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2020 года решение Ленинского районного суда города Краснодара от 1 апреля 2019 года отменено в части возложения обязанности на Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар выдать разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", в соответствии с представленным проектом. В указанной части принято новое решение, которым возложена обязанность на департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар повторно рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке в соответствии с представленным проектом.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований. Судом допущено нарушение норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Из материалов дела следует, что в части зонирования земельного участка с кадастровым номером "адрес" Правила землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар не соответствуют Генеральному плану муниципального образования город Краснодар. При таких обстоятельствах, заявленный объект капитального строительства не соответствует функциональному зонированию, утвержденному Генеральным планом, таким образом, у департамента архитектуры отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на строительство.
Определением судьи от 11 февраля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Как следует и материалов дела и установлено судом, в соответствии с протоколом об итогах аукциона заседания комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства, а также приусадебных земельных участков для ведения личного, подсобного хозяйства на территории МО город Краснодар по лоту N от 9 апреля 2015 года между администрацией МО город Краснодар и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка от 21 апреля 2015 года сроком действия по 21 апреля 2020 года, общей площадью 1 866 кв.м с кадастровым номером N для строительства административно-офисного здания, расположенный по "адрес"
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 28 мая 2015 года.
На основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 29 декабря 2015 года, арендатором по договору является Гасанов Р.Г.О.
Пунктом 2.1. Договора установлено, что земельный участок предоставляется для строительства административно-офисного здания.
Пунктом 4.1.4. Договора установлено, арендатор обязан обеспечить на участке строительство административно-офисного здания.
В соответствии с п. 4.3.2. Договора арендатор имеет право возводить строения и сооружения в соответствии с видом разрешенного использования и утвержденной проектной документацией на основании соответствующего разрешения на строительство.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от 20 февраля 2016 года N утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым N для строительства административно-офисного здания, расположенного по "адрес", в соответствии с которым предельное количество этажей - 3.
Во исполнение решения Прикубанского районного суда города Краснодара от 6 марта 2017 года департаментом архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар совершены действия в интересах Гасанова Р.Г.О, а именно: 30 октября 2017 года внесено дополнение в градостроительный план земельного участка от 20 февраля 2016 года N N в части увеличения зоны планируемого размещения объекта капитального строительства и процента застройки земельного участка; 31 октября 2017 года выдано разрешение на строительство N объекта капитального строительства "Административно-офисное здание по адресу: "адрес" на вышеуказанном земельном участке.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации МО города Краснодар от 6 декабря 2017 года N 379 дополнение от 30 октября 2017 года, внесенное в градостроительный план земельного участка от 20 февраля 2016 года N и разрешение на строительство от 31 октября 2017 года N, отменены.
Гасановым Р.Г.О. подготовлен новый проект строительства двухэтажного административно-офисного здания разработанный в соответствии с градостроительным планом от 20 февраля 2016 года, где место размещения объекта строительства определено, после чего он обратился в департамент с заявлением о получении разрешения на строительство.
Однако сообщением от 29 января 2019 года N департаментом отказано в выдаче разрешения на строительство двухэтажного административно-офисного здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, со ссылкой на то, что указанный земельный участок частично расположен в общественно-деловой зоне (зона объектов коммунального назначения), в зоне транспортной инфраструктуры с территорией регулирования застройки (граница залегания грунтовых вод до глубины 3 м, граница территории микросейсмики 8 баллов).
Согласно ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Часть 7 статьи 51 ГрК РФ содержит перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Пунктом 51.2 Административного регламента предоставления администрацией МО г. Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" предусмотрено, что при наличии полного и правильно оформленного комплекта документов должностное лицо, ответственное за выполнение процедуры выдачи разрешений, проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
После проведения проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, руководитель уполномоченного органа принимает решение о возможности предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Из материалов дела следует, что градостроительный план N подготовлен исполняющим обязанности заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, утвержден 20 февраля 2016 года, и является действующим.
В соответствии с п. 2.2.2 градостроительного плана предельное количество этажей 3, предельная высота зданий по проекту, максимальный процент застройки 60%.
Предоставленный административным истцом проект строительства двухэтажного административно-офисного здания соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка.
Отказывая Гасанову Р.Г.О. в выдаче разрешения на строительство административный ответчик указал, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана МО г. Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 года N25 п. 15 "Об утверждении генерального плана МО г. Краснодар", земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в общественно-деловой зоне (зона объектов коммунального назначения), в зоне транспортной инфраструктуры с территорией регулирования застройки (граница залегания грунтовых вод до глубины 3 м, граница территории микросейсмики 8 баллов).
Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, согласно которой в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, к таким основаниям относились: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 данной статьи; несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Несоответствие генеральному плану муниципального образования документов, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, в указанный перечень в качестве оснований для отказа не включено. Данное основание также не является частным случаем такой причины для отказа в выдаче разрешения на строительство, как несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из ч. 5 ст. 1, ч.ч. 1, 11, 12 ст. 9, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ, генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также ч. 1 ст. 26, ст.ст. 41, 43 Градостроительного кодекса РФ положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством документации по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в ч. 1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе территориальные зоны (п. 8 ст. 1 ГрК РФ), границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ).
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар (утв. решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года N19 п. 6), указанный земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2), в связи с чем, необходимо выполнить мероприятия, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, в части внесения изменений в документы территориального планирования МО г. Краснодар.
Согласно градостроительному плану земельного участка земельный участок с кадастровым номером N, расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми - Ж.2.
Зона Ж.2. включает в том числе: общественные здания административного назначения.
В соответствии с п. 1.3. Договора аренды земельного участка он предоставляется для строительства административно-офисного здания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером N - для строительства административно-офисного здания.
Таким образом, согласно схеме планировочной организации земельного участка и градостроительного плана земельного участка, предоставленных вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство, объект предполагаемого строительства полностью соответствует разрешенному использованию земельного участка и Правилам землепользования и застройки МО г. Краснодар.
На основании ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В отношении спорного земельного участка каких-либо ограничений не зарегистрировано.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, ссылка в обоснование решения об отказе в выдаче разрешения на принадлежность земельного участка с кадастровым номером N частично к зоне инженерной инфраструктуры противоречит его правовому режиму, определенному правилами землепользования и застройки муниципального образования и целевому назначению, которое определено условиями предоставления участка в аренду.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции указал, что целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве аренды, не нарушаются.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар решением об отказе в выдаче разрешения на строительство нарушил права и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, не согласившись с выводом суда первой инстанции о возложения на департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар обязанности выдать разрешение на строительство на вышеуказанном земельном участке, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Так, в соответствии с положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, удовлетворение требования административного иска обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар выдать административному истцу разрешение на строительство на земельном участке фактически приведет к подмене судом уполномоченного по предоставлению данной муниципальной услуги органа и, соответственно, - к нарушению принципа разделения властей.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Суд апелляционной инстанций правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 октября 2020 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 марта 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.