Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Брянского В.Ю, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветютнева В. Ф, Ветютневой Л. Т, Ветютневой С. В. к Департаменту муниципального имущества администрации города Волгограда, администрации города Волгограда об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора по кассационной жалобе администрации города Волгограда на решение Центрального районного суда города Волгограда от 18 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
установила:
Ветютнев В.Ф, Ветютнева Л.Т, Ветютнева С.В. обратились с иском к Департаменту муниципального имущества администрации города Волгограда, администрации Волгограда об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
В обоснование требований истцы указали, что им на праве собственности принадлежит блок (часть) жилого дома общей площадью 68, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по 1/3 доле в праве за каждым. Истцы обратились в Департамент муниципального имущества администрации города Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Не согласившись с выкупной ценой, указанной Департаментом муниципального имущества администрации города Волгограда, истцы направили в адрес ответчика протокол разногласий от 29 августа 2019 года, определив стоимость земельного участка, исходя из 3 % от кадастровой стоимости в размере 37 077 рублей 52 копеек.
Истцы просили урегулировать разногласия, возникшие между ними и Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда при заключении договора купли-продажи земельного участка N 206Н от 2 августа 2019 года; согласовать пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции: "Выкупная цена участка установлена в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федераций", постановлением Правительства Волгоградской области от 26 июня 2012 года N 142-П "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов", приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года N 46-Н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" BC=KC*N, где ВС - выкупная стоимость участка, КС - кадастровая стоимость участка согласно кадастровой выписке о земельным участке от 12 июля 2019 года N 1 235 917 рублей 32 копейки, N - коэффициент в процентном выражении в зависимости от права пользования и вида разрешенного использования в соответствии с Постановлением Правительства Волгоградской области от 26 июня 2012 года N 142-П "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов" - 3 %; согласовать пункт 2.2 договора купли-продажи земельного участка в следующей редакции: "Цена участка на дату заключения договора составляет 37 077 рублей 52 копейки и перечисляется на банковский счет Управления Федерального
казначейства по Волгоградской области (Департамент муниципального имущества администрации Волгограда)".
Решением Центрального районного суда города Волгограда от 18 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 июня 2020 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе администрацией города Волгограда поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истцам на праве собственности принадлежит блок (часть) жилого дома блокированной застройки, расположенного по адресу "адрес", каждому по 1/3 доле в праве за каждым.
Земельный участок площадью 836 кв.м с кадастровым N по указанному адресу выделен для эксплуатации блока жилого дома блокированной застройки, относится к категории земель "земли населенных пунктов".
Распоряжением Департамента муниципального имущества администрации города Волгограда от 10 июня 2019 года N 2527р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетным N 5-16-1510 проектной площадью 836 кв.м из земель населенных пунктов, по адресу: "адрес" предварительно согласовано предоставление в собственность истцов по делу земельного участка.
Истцы обратились в Департамент муниципального имущества администрации Волгограда с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка и не согласившись с увловиями договора о выкупной цене направили ответчику протокол разногласий от 29 августа 2019 года, где определили стоимость земельного участка, исходя из 3 % от кадастровой стоимости в размере 37 077 рублей 52 копеек.
Ответчик отклонил протокол разногласий, ссылаясь на то, что нормы градостроительного законодательства содержат различные понятия о параметрах объектов индивидуального жилищного строительства (индивидуальных жилых домов) и жилых домов блокированной застройки. Определение выкупной цены, равной 3 процентам от кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым N, в границах которого расположен объект недвижимости с кадастровым N, не представляется возможным.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для установления выкупной цены в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка у ответчика не имелось, поскольку жилой дом блокированной застройки, расположенный на спорном земельном участке соответствует признакам индивидуального жилого дома, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
Согласно Постановлению Правительства Волгоградской области 26 июня 2012 года N 142-П "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов" продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности Волгоградской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов осуществляется по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральными законами, законами Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" и настоящим постановлением.
Пунктом 2 Постановления установлено, что продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется:
1) гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках, по цене, равной:
а) 15 процентам от кадастровой стоимости земельных участков, накоторых расположены здания, сооружения (помещения в них), заисключением земельных участков, на которых расположеныиндивидуальные жилые дома либо индивидуальные гаражи для храненияличного автотранспорта;
б) 3 процентам от кадастровой стоимости земельных участков, накоторых расположены индивидуальные жилые дома либо индивидуальныегаражи для хранения личного автотранспорта.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами "блокированной" застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 778, "блокированный" жилой дом (дом жилой "блокированной" застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. "Блокированный" тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или, когда автономные жилые блоки имеют общие входы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы. Приквартирный участок - земельный участок, примыкающий к жилому зданию (квартире) с непосредственным выходом на него.
Согласно СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", утвержденного Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года N 725/пр, блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
"Блокированная" застройка домами жилыми одноквартирными - застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Приквартирный участок - земельный участок, примыкающий к дому с непосредственным выходом на него.
В силу части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относится, в том числе, часть жилого дома, которая с учетом нормы части 2 названной статьи представляет собой изолированную часть индивидуально-определенного здания, состоящую из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Руководствуясь указанными правовыми нормами, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что жилой дом блокированной застройки соответствует признакам индивидуального жилого дома с примыкающим к нему земельным участком, поскольку предназначен для проживания одной семьи, имеет отдельный вход и самостоятельные инженерные системы.
Остальные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 18 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи В.Ю. Брянский
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.