Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Катанаева А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело заседании административное дело N 3а-594/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2020 г., которым административные исковые требования удовлетворены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Афипский нефтеперерабатывающий завод" (далее ООО "Афипский НПЗ") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указывая в обоснование на нарушение его прав, как налогоплательщика, завышенной кадастровой стоимостью.
Определением Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2020 г. требования административного искового заявления в части объектов с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" выделены в отдельное производство.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2020 г, вынесенным в порядке упрощенного (письменного) производства, заявленный административный иск удовлетворен. Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. в размере его рыночной стоимости 5 566 870 руб. Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. в размере его рыночной стоимости 5 780 918 руб. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 11 октября 2019 г.
Административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 11 ноября 2020 г. отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает на незаконность и необоснованность принятого решения, повлекшего снижение налоговых поступлений в бюджет.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца представлен отзыв.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, суд считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01 ноября 2018 г. N 2368 утверждены результаты государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда" в соответствии с положениями Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) по состоянию на 1 января 2018 г.
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" установлена на 1 января 2018 г. в размере 15 738 026, 35 руб, здания с кадастровым номером "данные изъяты" - 12 158 146, 02 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах рассмотрения кадастровой стоимости на территории Краснодарского края N от 8 ноября 2019 г. заявления административного истца от 11 октября 2019 г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости были отклонены.
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости, административным истцом были представлены отчеты об оценке N и N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненные оценщиком ООО "СтавЭкспертГрупп" ФИО6, согласно которым рыночная стоимость зданий на 1 января 2018 г. составила: с кадастровым номером "данные изъяты" - 6 668 049 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 4 578 738 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 28), исследовав отчеты об оценке объектов недвижимости, определением суда первой инстанции на основании ходатайства стороны административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Юг-Регион-Оценка".
Согласно заключению эксперта ООО "Юг-Регион-Оценка" ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. N рыночная стоимость зданий на 1 января 2018 г. составила: с кадастровым номером "данные изъяты" - 5 758 831 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 6 085 177 руб.
Определением суда от 15 июля 2020 г. по делу была назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза с учетом установленных судом неточностей в части определения внешнего износа зданий.
Согласно заключению дополнительной судебной оценочной экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ. N, выполненной ООО "Юг-Регион-Оценка" ФИО8 рыночная стоимость зданий на 1 января 2018 г. составила: с кадастровым номером "данные изъяты" - 5 566 870 руб, с кадастровым номером "данные изъяты" - 5 780 918 руб.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется. При этом суд принимает во внимание, что данное доказательство содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Расчет рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием затратного подхода, отказ от сравнительного и доходного подходов обоснован, а также отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что административным ответчиком не доказана достоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем не находит оснований к отмене постановленного судебного акта.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Судья А.С. Катанаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.