Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Мельник Н.И., судей Голубовой А.Ю., Ковалева А.М., при секретаре Гречко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4039/2020 по иску прокурора г.Таганрога в интересах Бариловой Д. С. к Администрации г.Таганрога об обязании обеспечить жильем вне очереди лицо, страдающее хроническим заболеванием с учетом права на дополнительную площадь, по апелляционной жалобе Администрации г.Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Голубовой А.Ю, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Таганрога обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав следующее.
На основании обращения Бариловой Д.С. проведена проверка соблюдения Администрацией г.Таганрога действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Проверкой установлено, что Барилова Д.С. составом семьи из 2-х человек (она, мать - ФИО5) Постановлением Администрации г.Таганрога от 10.01.2017 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Этим же Постановлением Барилова Д.С. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, по договору социального найма, в связи с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире.
Согласно заключению врачебной комиссии филиала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН МБУЗ ГП НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОТ 28.04.2020 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Барилова Д.С. страдает хроническим заболеванием ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА
В соответствии со справкой МСЭ-2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Барилова Д.С. является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы с детства бессрочно.
На указанное заболевание распространяется пункт 4 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, утвержденного Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире".
Кроме того, согласно п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2012 N991н, она имеет право на дополнительную жилую площадь.
По состоянию на 2020 г. номер очередности Бариловой Д.С. в общем списке 1474, в списке на внеочередное обеспечение жилым помещением 66.
Администрация г.Таганрога при наличии указанных обстоятельств своим бездействием не выполнила требование законодательства по организации мер, обеспечивающих предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, что повлекло грубое нарушение конституционных прав Бариловой Д.С. на предоставление жилого помещения из соответствующего жилищного фонда, гарантированное ей государством.
Между тем, Барилова Д.С. имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Заболевание Бариловой Д.С. относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.11.2012 N987 н.
Таким образом, Барилова Д.С. признана нуждающейся в жилом помещении и за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В соответствии с Решением городской Думы г. Таганрога от 29.09.2005 N 109 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - 25 кв.м. на одного человека. Соответственно органы местного самоуправления обязаны обеспечить Барилову Д.С. жилым помещением не менее 25 кв.м.
Право Бариловой Д.С. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.
Невыполнение законных требований Администрацией г. Таганрога по предоставлению жилого помещения нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право Бариловой Д.С. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требований о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Администрацию г.Таганрога предоставить Бариловой Д. С, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г.Таганрога по договору социального найма, во внеочередном порядке, общей площадью не менее 25 кв.м, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 сентября 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Администрация г.Таганрога обязана предоставить Бариловой Д. С. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте г.Таганрога, по договору социального найма, во внеочередном порядке, общей площадью не менее 25 кв.м, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе Администрация г.Таганрога ставит вопрос об отмене оспариваемого судебного постановления ввиду существенных нарушений норм материального права.
Апеллянт указывает на то, что предоставление Бариловой Д.С. жилого помещения в порядке исполнения судебного решения при наличии иных лиц, также имеющих право на внеочередное предоставление жилья, но вставших на учет ранее, приведет к нарушению баланса интересов лиц, имеющих равные права на обеспечение жилым помещением.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о дате слушания дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как усматривается из материалов дела, Барилова Д.С. является инвалидом, страдает тяжелым хроническим заболеванием.
Барилова Д.С. составом семьи из 2-х человек (она, мать - ФИО5) Постановлением Администрации г.Таганрога от 10.01.2017 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Этим же Постановлением Барилова Д.С. была включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, по договору социального найма, в связи с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире.
Согласно заключению врачебной комиссии филиала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН МБУЗ ГП НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ОТ 28.04.2020 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Барилова Д.С. страдает хроническим заболеванием ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
В соответствии со справкой МСЭ-2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Барилова Д.С. является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы с детства бессрочно.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с частью 2 статьи 49, частью 2 статьи 52, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Барилова Д.С. является инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Ответчик, как орган местного самоуправления, в соответствии с положениями статьей 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязан предоставить ей жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом отклоняя доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Как усматривается из материалов дела, Барилова Д.С. состоит на жилищном учете по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
С учетом изложенного у Администрации г.Таганрога имеется обязанность по предоставлению Бариловой Д.С. помещения по договору социального найма.
Кроме того, право Бариловой Д.С. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов. Однако Барилова Д.С. уже более 3-х лет состоит на льготном учете и жилое помещение вне очереди ей не предоставлено до настоящего времени.
Невыполнение законных требований Администрацией г. Таганрога по предоставлению жилого помещения нарушает гарантированное ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право Бариловой Д.С. на внеочередное получение жилья, поскольку разрешение требования о предоставлении жилой площади вне очереди закон не ставит в зависимость от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 разъяснено, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует, о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.
Судебная коллегия при изложенных выше обстоятельствах считает, что правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 3 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.