Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Москаленко Ю.М., судей Богатых О.П., Утемишевой А.Р.
при секретаре Дроздовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области к Лысцову Е.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу, по апелляционной жалобе Лысцова Е.В. на решение Батайского городского суда Ростовской области от 16 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда Москаленко Ю.М, судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Ростовской области (далее по тексту - МИФНС России N11 по Ростовской области, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с Лысцова Е.В. недоимки по транспортному налогу.
В обоснование заявленных требований инспекция сослалась на то, что Лысцов Е.В. является собственником транспортных средств, в связи с чем является плательщиком транспортного налога.
В установленный законом срок, Лысцов Е.В. не выполнил свою обязанность по уплате налога за 2017-2018 годы, в связи с чем, ему было направлены требования: N3905 от 30 января 2019 года об уплате налога в сумме 2875 руб. и пени в сумме 42, 02 руб, со сроком уплаты до 13 марта 2019 года, N20229 от 11 февраля 2020 года об уплате налога в сумме 2875 руб. и пени в сумме 42, 22 руб, со сроком уплат до 7 апреля 2020 года.
Поскольку Лысцовым Е.В. не было исполнено в добровольном порядке требование об уплате налогов и пени, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу и пене.
Определением мирового судьи Батайского судебного района Ростовской области на судебном участке N4 от 6 июля 2020 года судебный приказ N2а-4-1309/2020 от 22 июня 2020 года, выданный по заявлению МИФНС России N11 по Ростовской области о взыскании задолженности по транспортному налогу и пене с Лысцова Е.В. отменен.
На основании изложенного, налоговый орган просил суд взыскать с Лысцова Е.В. недоимку по транспортному налогу за 2017 и 2018 годы в размере 5750 руб. и пени в размере 84, 24 руб.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 16 ноября 2020 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
Суд взыскал с Лысцова Е.В. в пользу МИФНС России N11 по Ростовской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2017 и 2018 год в размере 5750 руб, пени в размере 84, 24 руб, а всего - 5834, 24 руб.
С Лысцова Е.В. в доход местного бюджета Муниципального образования "Город Батайск" взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Лысцов Е.В. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене указанного решения суда от 16 ноября 2020 года по следующим основаниям.
Заявитель жалобы указал, что он в силу ст.357 НК РФ не является собственником транспортного средства ГАЗ 5312, поскольку 25.06.2001 он на основании доверенности передал указанный автомобиль другому лицу, о чем сообщил в налоговый орган по месту своего жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель МИФНС России N11 по Ростовской области Романенко А.А. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Дело рассмотрено в порядке ч.2 ст.150 КАС Российской Федерации в отсутствие Лысцова Е.В, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав Романенко А.А, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.3 НК Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 356 НК Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Пунктом 1 статьи 362 НК Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст. 45 НК Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69, 70 НК Российской Федерации, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 НК Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лысцов Е.В. является собственником грузового автомобиля: ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, год выпуска 1990, дата регистрации права 19 июня 2001 года, дата утраты права 06 марта 2019 года, в связи с чем он является плательщиком транспортного налога, начисленного в отношении данного автомобиля за 2017-2018 годы.
Налоговым органом Лысцову Е.В. за 2017 год к уплате был исчислен транспортный налог в сумме 2875 руб, о чем в его адрес было направлено налоговое уведомление N 6551188 от 24 июня 2018 года сроком уплаты до 3 декабря 2018 года (л.д.20), а также за 2018 год к уплате был исчислен транспортный налог в сумме 2875 руб, о чем в его адрес было направлено налоговое уведомление N7115507 от 28 июня 2019 года сроком уплаты до 2 декабря 2019 года (л.д.14).
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога в установленный срок, инспекцией в адрес Лысцова Е.В. было направлено требование N 3905 от 30 января 2019 года, в котором указано на необходимость оплаты в срок до 13 марта 2019 года недоимки по транспортному налогу в размере 2875 руб. и пене в размере 42, 02 руб. Кроме того, инспекцией в адрес Лысцова Е.В. было направлено требование N 20229 от 11 февраля 2020 года, в котором указано на необходимость оплаты в срок до 7 апреля 2020 года недоимки по транспортному налогу в размере 2875 руб. и пене в размере 42, 02 руб.
Поскольку недоимка по транспортному налогу за 2017-2018 гг. и пене налогоплательщиком оплачены не были, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи Батайского судебного района Ростовской области на судебном участке N4 от 6 июля 2020 года судебный приказ N2а-4-1309/2020 от 22 июня 2020 года, выданный по заявлению МИФНС России N11 по Ростовской области о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени с Лысцова Е.В. был отменен.
10 августа 2020 года инспекция в установленный законом срок обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя административный иск МИФНС России N11 по Ростовской области, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку транспортный налог за 2017 и 2018 годы Лысцов Е.В. не оплатил, расчет налога суд посчитал верным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для взыскания с Лысцова Е.В. задолженности по уплате транспортного налога за 2017 и 2018 годы и пени, начисленной за его неуплату в общей сумме 5834, 24 руб, поскольку за ним в органах МРЭО ГИБДД в период 2017-2018 гг. был зарегистрирован автомобиль ГАЗ 5312, являющийся объектом налогообложения.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что с 2001 года Лысцов Е.В. не является собственником транспортного средства ГАЗ 5312, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК Российской Федерации), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
В соответствии с положениями ст. 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно в случае прекращения регистрации транспортного средства.
Как усматривается из представленных по запросу из ГИБДД сведений (л.д. 42-43) грузовой автомобиль марки ГАЗ 5312, государственный регистрационный знак: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, год выпуска 1990, дата регистрации права 19 июня 2001 года, до даты прекращения регистрации - 6 марта 2019 года, принадлежал Лысцову Е.В.
Учитывая изложенное и приведенное выше правовое регулирование является верным вывод городского суда о том, что в спорном периоде Лысцов Е.В. являлся плательщиком транспортного налога в отношении вышеуказанного транспортного средства.
Довод административного ответчика об отчуждении автомобиля по доверенности 25.06.2001 с правом владения и распоряжения транспортным средством, по мнению судебной коллегии не может свидетельствовать об отсутствии у него обязанности платить налог в 2017-2018 гг, исходя из нижеследующего.
Действительно, в соответствии с абзацем 2 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", то есть до 29 июля 2002 года, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Таким образом, по транспортным средствам, переданным по доверенности начиная с 29 июля 2002 года и позднее, налогоплательщиками являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства независимо от передачи данных транспортных средств по доверенности другим лицам. По транспортным средствам, переданным по доверенности до 29 июля 2002 года, налогоплательщиками признаются лица, получившие транспортные средства по доверенности.
Вместе с тем, в силу статьи 186 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.
Следовательно, по истечении указанного в доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, выданной до 29 июля 2002 года, срока ее действия плательщиком транспортного налога признается физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что срок действия доверенности, выданной ответчиком третьему лицу на право владения и распоряжения спорным транспортным средством, не мог составлять больше трех лет с момента выдачи доверенности в отсутствие сведений о регистрации транспортного средства за иным лицом, плательщиком транспортного налога является Лысцов Е.В.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
При этом согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрационного учета.
Следовательно, поскольку датой прекращения регистрации за Лысцовым Е.В. права собственности в отношении автомобиля марки ГАЗ 5312 является 6 марта 2019 года, доводы Лысцова Е.В. о том, что с 2001 года транспортное средство ГАЗ 5312 ему не принадлежит, а значит, на него не может быть возложена обязанность по уплате налога за данный автомобиль за 2017-2018 годы, противоречат материалам дела.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лысцова Е.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Москаленко Ю.М.
Судья Богатых О.П.
Судья Утемишева А.Р.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 марта 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.