Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Чаднова О.В, судей
Венина А.Н, Гончаровой Н.В, при секретаре
Шипиловой Я.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 25 марта 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Огневой Н.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 ноября 2020 года, которым постановлено:
"удовлетворить административный иск инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петропавловску-Камчатскому.
Взыскать с Огневой Натальи Владимировны в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петропавловску-Камчатскому задолженность за 2017 год по транспортному налогу в размере 12490 рублей, пени по транспортному налогу за период с 04декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 182, 56 рублей, задолженность за 2017 год по налогу на имущество физических лиц в размере 2523 рублей, задолженность за 2017 год по земельному налогу в размере 994 рублей, пени по земельному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере 14, 53 рублей.
Взыскать с Огневой Натальи Владимировны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 648, 16 рублей", Заслушав доклад судьи Венина А.Н, объяснения представителя административного истца Ракова Е.А, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому (далее также - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным иском к гражданке Огневой Н.В. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, недоимки по налогу на имущество физических лиц, недоимки и пени по земельному налогу.
В обоснование иска Инспекция указала, что Огнева Н.В. не выполняет обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, у неё имеется налоговая задолженность за 2017 год в общей сумме 16204рубля 09 копеек. Административному ответчику направлялись уведомление, требования об уплате недоимки по налогам и пени, но задолженность в указанном объеме до настоящего времени не погашена.
Административный истец ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому и административный ответчик Огнева Н.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены, участие в суде первой инстанции не принимали.
В письменных возражениях Огнева Н.В. указала, что административный иск не признает, просила отказать в его удовлетворении в связи с пропуском срока, установленного НК РФ для принудительного взыскания налогов и нарушением порядка обращения в суд с иском. Определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 14 января 2020 года, в суд административный иск поступил 15 июля 2020 года, по истечении шестимесячного срока.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Огнева Н.В, повторяя доводы, изложенные в возражениях на административный иск, просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований. Указывает на то, что истцом пропущен срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным иском. Административное исковое заявление было подано с нарушением статей 125, 126 КАС РФ, а именно копия иска с приложенными к нему документами в ее адрес Инспекцией не направлялась, в связи с чем полагает, что суд не должен был принять данный иск к производству. Считает, что судом не были приняты необходимые меры для надлежащего уведомления ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее также - УФНС России по Камчатскому краю), являясь правопреемником административного истца ИФНС России по г.Петропавловску-Камчатскому, считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, просит решение суда, как законное и обоснованное, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы настоящего дела, материалы административного дела N 2а-7160/2019, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом принесенного на нее отзыва, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) налоговая инспекция вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как следует из материалов дела, в 2017 году Огнева Н.В. владела следующими объектами налогообложения:
- транспортные средства: автомобиль "Тойота Рав 4", государственный регистрационный знак N, мощностью 140 лошадиных сил; автомобиль "Митсубиси Пажеро", государственный регистрационный знак N, мощностью "данные изъяты" лошадиных сил.
- земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в "адрес"
- квартиры, расположенные в "адрес"
23 июня 2018 года административному ответчику направлено налоговое уведомление N о необходимости уплаты в срок до 3 декабря 2018 года транспортного налога за 2017 год в сумме 12 490 рублей, налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 2523 рублей и земельного налога за 2017 год в суммах 994 рубля и 205 рублей.
В связи с неуплатой налога Огневой Н.В. выставлено требование N от 30 января 2019 года об уплате недоимки по вышеуказанным налогам в размере 16 007 рублей, а также об уплате начисленной пени на транспортный налог в размере 182 рубля 56 копеек и на земельный налог в размере 14 рублей 53 копейки, со сроком уплаты до 20 марта 2019 года, неисполнение которого явилось основанием для взыскания недоимки в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции нашел установленным факт неисполнения ответчиком возникшей у него, как у обладателя объектов налогообложения, обязанности уплатить в установленный законом срок начисленные налоги.
Такое решение соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения, оснований для его отмены судебная коллегия не находит.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (часть 1).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
По смыслу указанных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в инспекцию МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю выписка из базы данных владельцев транспортных средств.
В силу положений статей 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности, в том числе на квартиру, комнату.
Таким образом, действующее законодательство определяет субъектами налоговых правоотношений налоговый орган и лицо, за которым зарегистрирован объект недвижимости (в отношении налога на имущество).
На основании части 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
С учетом требований статей 408, 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 390 НК РФ).
Согласно части 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В силу части 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
По причине неисполнения ответчиком обязанности по уплате в срок транспортного и земельного налогов в соответствии со статьей 75 НК РФ ей начислены пени.
Расчет недоимки судом первой инстанции проверен и обоснованно признан правильным. Административным ответчиком размер начисленных налогов не оспаривается.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3).
Из материалов дела следует, что 30 января 2019 года налоговым органом выставлено требование об уплате недоимки по налогам, а также пени со сроком уплаты до 20 марта 2019 года (л.д. 11-12).
23 августа 2019 года Инспекцией подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, что подтверждается копией реестра заявлений, представленной представителем административного истца в судебном заседании. Судебный приказ был постановлен мировым судьей 30сентября 2019года.
14 января 2020 года судебный приказ о взыскании недоимки по налогам за 2017 год по заявлению должника отменен.
10 июля 2020 года налоговый орган обратился с административным исковым заявлением в суд (л.д. 18).
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным истцом установленного законом срока для обращения в суд с исковым заявлением и о необоснованности доводов апелляционной жалобы административного ответчика в этой части.
Удовлетворяя требования ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 12 490 рублей, пеня по транспортному налогу в размере 182 рубля 56 копеек, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2 523 рубля и недоимка по земельному налогу в размере 994 рубля и пени по земельному налогу в размере 14 рублей 53 копеек ответчиком до настоящего времени не погашена, порядок направления налогового требования налоговым органом соблюден.
Выводы суда в решении мотивированны, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на исследованных доказательствах, полно изложенных в решении и правильно оцененных в их совокупности.
Обстоятельства, связанные с образованием у ответчика недоимки по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оценка доказательств по делу была произведена судом по правилам статьи 84 КАС РФ по принципам относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отразил в решении. Несогласие с оценкой принятых судом доказательств не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.
Утверждение административного ответчика о том, что он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела, является необоснованным, поскольку в материалах дела имеются сведения о направлении посредством почтовой связи Огневой Н.В. судебного извещения, содержащего сведения о времени и месте рассмотрения дела, по адресу регистрации ответчика: "адрес" Однако данное извещение было возвращено отправителю по причине невозможности его вручения адресату. Таким образом, дело рассмотрено в отсутствие Огневой Н.В, что соответствует требованиям статьи 150 КАС РФ.
Доводам апелляционной жалобы о том, что процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и с иском о взыскании недоимки пропущен, была дана надлежащая правовая оценка в решении суда первой инстанции, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат оснований, которые повлияли бы на обоснованность и законность постановленного судебного решения.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОгневойН.В. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.