Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Житникова Ю.В, при секретаре Реве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-27-9690/2021 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 15 января 2021 г, которым удовлетворён иск Медетовой Алмагул Нагашибаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по г. Байконур от 25 сентября 2020 г. N истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании её заявления от 17 июня 2020 г. с указанием на то, что на момент обращения в пенсионный орган её специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью составлял 13 лет 07 мес. 17 дн. При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж периоды работы истца в должностях "данные изъяты" с 26 июля 1996 г. по 1 марта 1997 г, с 11 января по 31 декабря 2006 г, с 1 января по 27 марта 2007 г, с 1 апреля по 2 октября 2007 г, с 6 октября 2007 г. по 24 апреля 2008 г, с 27 апреля 2008 г. по 18 февраля 2010 г, с 23 февраля 2010 г. по 31 декабря 2011 г, со 2 июля по 3 июля 2014 г, с 22 июля по 23 июля 2014 г, с 1 августа 2015 г. по 30 июня 2017 г, с 1 по 31 июля 2017 г, с 1 августа 2017 г. по 30 июня 2018 г, с 1 по 31 июля 2018 г, с 1 августа 2018 г. по 30 июня 2019 г, с 1 по 31 июля 2019 г. и с 1 августа 2019 г. по 16 июня 2020 г. в связи с отменой в Республике Казахстан с 26 июля 1996 г. института досрочных пенсий за педагогическую деятельность, неподтверждением льготного периода, непредоставлением сведений персонифицированного учёта и неперечислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также в связи отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
Полагая свои права нарушенными, Медетова обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение ОПФР по г. Байконур от 25 сентября 2020 г. N в части отказа засчитать ей названные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, и обязать ответчика зачесть их в указанный стаж.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Кроме того, суд взыскал с ОПФР по г. Байконур в пользу истца государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы ссылается на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г, нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Указывает, что стаж, необходимый для назначения пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается сведениями из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица. Однако периоды работы истца с 11 января по 31 декабря 2006 г, с 1 января по 27 марта 2007 г, с 1 апреля по 2 октября 2007 г, с 6 октября 2007 г. по 24 апреля 2008 г, с 27 апреля 2008 г. по 18 февраля 2010 г, с 23 февраля 2010 г. по 31 декабря 2011 г, со 2 июля по 3 июля 2014 г. и с 22 июля по 23 июля 2014 г. на момент вынесения пенсионным органом решения не были подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта, то есть суммами страховых взносов, перечисленных на застрахованное лицо страхователем в Пенсионный фонд РФ и учётных на лицевом счёте.
Кроме того, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, по определённым специальности, профессии (должности) или в определённых условиях труда, аналогичные периоды работы, приобретённые по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий был отменён, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты такой отмены. Поскольку институт досрочных пенсий за педагогическую деятельность в Республике Казахстан отменён с 26 июля 1996 г, периоды работы истца с 26 июля 1996 г. по 1 марта 1997 г, с 1 августа 2015 г. по 30 июня 2017 г, с 1 по 31 июля 2017 г, с 1 августа 2017 г. по 30 июня 2018 г, с 1 по 31 июля 2018 г, с 1 августа 2018 г. по 30 июня 2019 г, с 1 по 31 июля 2019 г. и с 1 августа 2019 г. по 16 июня 2020 г. не были зачтены в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно копии паспорта и адресной справки, Медетова, ДД.ММ.ГГГГ, является гражданкой Республики Казахстан и проживает в "адрес"
Из копии трудовой книжки следует, что Медетова с 14 июля 1993 г. по 3 марта 1997 г. работала "данные изъяты" в детском саду N с 1 ноября 1997 г. по 31 июля 2015 г. - "данные изъяты" Государственного бюджетного образовательного учреждения "данные изъяты" а с 1 августа 2015 г. по настоящее время работает "данные изъяты" Коммунальном государственном учреждении "данные изъяты"
Семнадцатого июня 2020 г. истец обратилась в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением ОПФР по Байконур от 25 сентября 2020 г. N истцу отказано в досрочном назначении пенсии с указанием на то, что на момент обращения в пенсионный орган её специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью составлял 13 лет 07 мес. 17 дн.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж истца следующие периоды работы:
- на должности "данные изъяты" с 26 июля 1996 г. по 1 марта 1997 г. - в связи с отменой в Республике Казахстан института досрочных пенсий за педагогическую деятельность;
- на должности "данные изъяты" ГБОУ " "данные изъяты" с 11 января по 31 декабря 2006 г. - в связи с отсутствием в выписке из лицевого счёта застрахованного лица кода льготы, с 1 января по 27 марта 2007 г, с 1 апреля по 2 октября 2007 г, с 6 октября 2007 г. по 24 апреля 2008 г, с 27 апреля 2008 г. по 18 февраля 2010 г, с 23 февраля 2010 г. по 31 декабря 2011 г. - в связи с непредставлением работодателем сведений персонифицированного учёта и неперечислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, со 2 июля по 3 июля 2014 г, с 22 июля по 23 июля 2014 г. - в связи с нахождением в командировке;
- на должности "данные изъяты" КГУ " "данные изъяты"" с 1 августа 2015 г. по 30 июня 2017 г, с 1 по 31 июля 2017 г, с 1 августа 2017 г. по 30 июня 2018 г, с 1 по 31 июля 2018 г, с 1 августа 2018 г. по 30 июня 2019 г, с 1 по 31 июля 2019 г. и с 1 августа 2019 г. по 16 июня 2020 г. - в связи с отменой в Республике Казахстан института досрочных пенсий за педагогическую деятельность и отсутствием сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
В соответствии со статьями 1, 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г, пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в городе Байконур.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, проживающих в г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации, и отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий лицам, осуществляющему педагогическую деятельность, сама по себе не может служить основанием для отказа Медетовой во включении спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, в случае, если истец отвечает соответствующим условиям её назначения.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 1 января 2015 г.), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно, если они имеют соответствующие возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу пункта 19 части 1 и частей 2-4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФС", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее - Список), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список профессий и должностей работников народного образования).
Согласно Списку работа на должности "учитель" засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждении "школы всех наименований".
Списком профессий и должностей работников народного образования, подлежащим применению к спорным отношениям, предусмотрена работа на должности "воспитатель" в детских дошкольных учреждениях всех типов, в том числе детский сад.
В силу части 2 статьи 11 и части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Действительно, учитывая, что спорные периоды приходятся на время после регистрации Медетовой в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, в силу приведённых норм они должны быть подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Вместе с тем статьями 8, 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учёта) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
В силу пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов.
Кроме того, несмотря на то, что работа истца в периоды с 1 января по 27 марта 2007 г, с 1 апреля по 2 октября 2007 г, с 6 октября 2007 г. по 24 апреля 2008 г, с 27 апреля 2008 г. по 18 февраля 2010 г, с 23 февраля 2010 г. по 31 декабря 2011 г. не подтверждена сведениями персонифицированного учёта и перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а за период с 11 января по 31 декабря 2006 г. не проставлен код особых условий труда, факт выполнения Медетовой работы в особых условиях труда подтверждён, помимо трудовой книжки, архивной справкой Управления образования г. Байконур от ДД.ММ.ГГГГ N
Так, согласно сведениям архивного фонда Управления образования г..Байконур, Медетова приказом от ДД.ММ.ГГГГ N с указанной даты принята на должность "данные изъяты" ГБОУ "данные изъяты" с нагрузкой 19 часов. На основании соответствующих приказов в периоды с 8 июня по 10 июля 1998 г, с 7 июня по 1 августа 1999 г..истец находилась в очередных трудовых отпусках; с 3 января по 20 января 2000 г, с 1 по 30 июня 2000 г..- в оплачиваемых отпусках в связи с вызовом на сессию; с 1 июля по 25 августа 2000 г..- в очередном трудовом отпуске; с 3 по 10 января 2001 г, с 21 мая по 30 июня 2001 г..- в оплачиваемых отпусках в связи с вызовом на сессию. Приказом "данные изъяты" истцу присвоена II категория и 12 разряд оплаты труда. В период со 2 июля по 26 августа 2001 г..Медетова находилась в очередном трудовом отпуске; с 23 октября по 23 ноября 2001 г..- в отпуске без сохранения заработной платы в связи с вызовом на сессию; с 3 по 28 декабря 2001 г..- в оплачиваемом отпуске для сдачи государственных экзаменов; с 5 июня по 31 июля 2002 г, со 2 июня по 28 июля 2003 г, с 1 июня по 27 июля 2004 г..- в очередных трудовых отпусках.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истцу был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по уходом за ребёнком до полутора лет с 16 декабря 2004 г..по 4 марта 2006 г, приказом ДД.ММ.ГГГГ N - отпуск без сохранения заработной платы по уходом за ребёнком до трёх лет с 8 октября 2005 г..по 31 августа 2008 г..; приказом "данные изъяты" - отпуск без сохранения заработной платы по уходом за ребёнком до полутора лет с 8 ноября 2005 г..по 31 марта 2007 г..Вместе с тем на основании приказа "данные изъяты" Медетова с 11 января 2006 г..приступила к работе "данные изъяты" (после декретного отпуска) с нагрузкой 16 часов (0, 25 ставки ГПД, 10% проверка тетрадей, 15% классное руководство). В период с 1 июня по 27 июля 2006 г..истец находилась в очередном трудовом отпуске; с 28 по 31 марта 2007 г..- в отпуске без сохранения заработной платы; с 4 июня по 30 июля 2007 г..- в очередном трудовом отпуске; с 3 по 5 октября 2007 г, с 25 по 26 апреля 2008 г..- в отпусках без сохранения заработной платы; со 2 июня по 28 июля 2008 г, с 1 июня по 27 июля 2009 г..- в очередных трудовых отпусках; с 19 по 22 февраля 2010 г..- в отпуске без сохранения заработной платы; с 1 июня по 27 июля 2010 г, с 1 июня по 27 июля 2011 г..- в очередных трудовых отпусках. "данные изъяты"-ОД Медетовой установлен повышающий коэффициент в размере 20% от оклада с присвоенной первой квалификационной категорией. В периоды с 1 июня по 27 июля 2012 г, с 1 июня по 27 июля 2013 г, со 2 июня по 28 июля 2014 г..- истец находилась в очередных трудовых отпусках.
На основании соответствующих приказов со 2 по 3 июля и с 22 по 23 июля 2014 г..истец была отозвана из очередного трудового отпуска для сопровождения детей в "данные изъяты" и направлена в командировку в "данные изъяты" для сопровождения группы детей с сохранением средней заработной платы по месту работы соответственно со 2 по 3 июля и с 22 по 23 июля 2014 г..Приказом "данные изъяты"ОД Медетовой продлён очередной трудовой отпуск с 31 июля по 1 августа 2014 г..В периоды с 30 по 31 октября 2014 г..Медетовой предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; с 1 июня по 27 июля 2015 г..- очередной трудовой отпуск. На основании приказа "данные изъяты" истец с этой же даты уволена по собственному желанию (пункт 3 статьи 77 ТК РФ).
Из изложенного следует, что в периоды с 11 января по 31 декабря 2006 г, с 1 января по 27 марта 2007 г, с 1 апреля по 2 октября 2007 г, с 6 октября 2007 г. по 24 апреля 2008 г, с 27 апреля 2008 г. по 18 февраля 2010 г, с 23 февраля 2010 г. по 31 декабря 2011 г. Медетова работала на должности и в учреждении, предусмотренных Списком, и у неё не имелось отвлечений от основной деятельности, которые не позволяли бы учесть спорные периоды в специальный стаж.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Вместе с тем пункт 6 Правил устанавливает, что работа в должности "данные изъяты", указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, включается в стаж работы независимо от объёма выполняемой учебной нагрузки.
При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в спорные периоды условия работы Медетовой отличались от работы на этой же должности и в этом же учреждении в период с с 1 ноября 1997 г. по 22 октября 2001 г, с 24 ноября 2001 г. по 15 декабря 2004 г, с 1 января 2012 г. по 1 июля 2014 г, с 4 по 21 июля 2014 г, с 27 июля по 29 октября 2014 г и с 1 ноября 2014 г. по 31 июля 2015 г, которые в соответствии с решением ОПФР по г. Байконур от 25 сентября 2020 г. подлежат зачёту в специальный стаж истца, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, материалы дела не содержат.
Таким образом, учитывая, что сведения из архивной справки и записи в трудовой книжке в их совокупности подтверждают факт выполнения Медетовой работы в особых условиях, само по себе отсутствие данных персонифицированного учёта по спорным периодам, не может служить основанием для лишения истца права на включение их в специальный стаж в качестве периодов работы, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости.
Кроме того, разрешая спор и удовлетворяя требования Медетовой о включении в специальный стаж периодов нахождения в командировках со 2 июля по 3 июля 2014 г. и с 22 июля по 23 июля 2014 г, суд обоснованно исходил из того, что в указанные периоды работодателем за истцом сохранялось место работы, производилась выплата заработной платы, в связи с чем в силу пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30, Федерального закона "О страховых пенсиях", пункта 4 Правил и статьи 167 ТК РФ они подлежат зачёту в специальный педагогический стаж истца.
Что касается периодов работы истца на должности "данные изъяты" в ГКУ "данные изъяты" "данные изъяты" с 1 по 31 июля 2017 г, с 1 по 31 июля 2018 г. и с 1 по 31 июля 2019 г, то судебная коллегия также учитывает следующие обстоятельства.
В силу подпункта "а" пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению согласно приложению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях", необходимы, в том числе документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением к распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 22 июня 2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчёт трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В Республике Казахстан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Некоммерческое акционерное общество "данные изъяты"
Согласно выписке по поступлению и движению денежных средств, представленной НАО "данные изъяты", ГУ Кармакшинский райотдел образования с февраля 2016 г. перечисляет в АО "данные изъяты" страховые взносы в пользу Медетовой.
При этом, несмотря на отсутствие перечислений с 1 по 31 июля 2017 г, с 1 по 31 июля 2018 г. и с 1 по 31 июля 2019 г, выписка содержит сведения о перечислении взносов в большем размере в июне 2017 г, июне 2018 г. и июне 2019 г, что согласуется с характером деятельности истца и совпадает с периодом отпусков педагогических работников, предоставляемых, как правило, по окончании учебного года, в каникулярный летний период.
О том, что в спорные периоды у истца не имелось отпусков без сохранения заработной платы, отпусков по уходу за ребёнком, учебных отпусков и иных отвлечений от основной работы, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, свидетельствует справка, уточняющая характер работы или условия труда, представленная в пенсионный орган директором ГКУ "данные изъяты"
При таких данных вывод суда первой инстанции о том, что периоды работы Медетовой с 26 июля 1996 г. по 1 марта 1997 г, с 11 января по 31 декабря 2006 г, с 1 января по 27 марта 2007 г, с 1 апреля по 2 октября 2007 г, с 6 октября 2007 г. по 24 апреля 2008 г, с 27 апреля 2008 г. по 18 февраля 2010 г, с 23 февраля 2010 г. по 31 декабря 2011 г, со 2 июля по 3 июля 2014 г, с 22 июля по 23 июля 2014 г, с 1 августа 2015 г. по 30 июня 2017 г, с 1 по 31 июля 2017 г, с 1 августа 2017 г. по 30 июня 2018 г, с 1 по 31 июля 2018 г, с 1 августа 2018 г. по 30 июня 2019 г, с 1 по 31 июля 2019 г. и с 1 августа 2019 г. по 16 июня 2020 г. подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 15 января 2021 г. по иску Медетовой Алмагул Нагашибаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.