Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В, судей: Масенина П.Е, Зинюшина Н.Н, с участием помощника судьи Мегрибаняна М.И, административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-205/2020 по апелляционной жалобе директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент) на решение Московского гарнизонного военного суда от 20 июля 2020 года, которым частично удовлетворён административный иск бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" запаса Антонова ФИО7 об оспаривании действий командира войсковой части-полевая почта N и Департамента, связанных с установлением периода участия в специальной операции и производством расчёта выслуги лет на пенсию.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в связи с увольнением с военной службы Антонову в ноябре 2019 года Департаментом произведён расчёт выслуги лет военнослужащего на пенсию.
В данном расчёте на льготных условиях не были учтены следующие периоды военной службы административного истца:
- с 7 июня по 9 июля 2000 года, поскольку в указанное время он, по мнению Департамента, военную службу проходил не на воинской должности;
- 23, 25 и 27 апреля и с 20 по 22 мая 2001 года, а за ноябрь 2016 года учтено 26 дней, так как в 2001 году он находился в служебной командировке якобы в войсковой части N, которая к проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона не привлекалась, а в ноябре 2016 года к данным мероприятиям, проводившимся в другом регионе, он привлекался 26, а не 28 дней.
С данным расчётом Антонов не согласился, оспорил его в суде и в административном исковом заявлении просил возложить на Департамент обязанность произвести новый расчёт его выслуги лет на пенсию, в который засчитать на льготных условиях вышеуказанные периоды военной службы.
Также просил признать незаконными действия командира войсковой части-полевая почта N, связанные с изданием приказов от 25 ноября 2016 года N N и от 26 ноября 2016 года N N, в которых, по его мнению, дата пересечения государственной границы неверно указана, как 26 ноября, вместо 28 ноября 2016 года.
Кроме того, административный истец просил взыскать в его пользу судебные расходы в размере 300 рублей.
Судом первой инстанции административный иск удовлетворён частично.
Судом признан незаконным оспоренный расчёт Департамента и на него возложена обязанность в новый расчёт выслуги лет на пенсию Антонова зачесть в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора период с 7 июня по 9 июля 2000 года, а также за апрель и май 2001 года из расчёта один день непосредственного участия в контртеррористической операции за три дня, соответственно 3 и 4 дня.
Кроме того, с Департамента в пользу административного истца взысканы судебные расходы.
В удовлетворении требований административного истца о признании незаконными действий командира войсковой части-полевая почта N, связанных с изданием приказов от 25 ноября 2016 года N N и от 26 ноября 2016 года N N и о зачёте на льготных условиях за ноябрь 2016 года 28 дней отказано, в том числе в связи с пропуском срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, в части оспаривания данных приказов.
В апелляционной жалобе директор Департамента, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение о полном отказе Антонову в удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с подп. "г" п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца служба в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом в воздушно-десантных войсках, с октября 1967 года, при выполнении годовых норм прыжков с парашютом, определяемых Министром обороны Российской Федерации.
Поскольку после окончания в феврале 2000 года учебного заведения и до 10 июля того же года Антонов проходил военную службы не на воинской должности, а в распоряжении командования, то при таких обстоятельствах, несмотря на выполнение в 2000 году годовой нормы прыжков, суд неправомерно возложил на Департамент обязанность по исчислению на льготных условиях периода времени с 7 июня по 9 июля 2000 года.
Отмечает, что в силу подп. "е" п. 3 Постановления в один день службы за три дня засчитывается время непосредственного участия в контртеррористической операции на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками (руководителями) органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утверждённых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 года.
Так как из представленных в Департамент документов усматривалось, что административный истец в апреле-мае 2001 года находился в служебной командировке в войсковой части N, которая согласно директивы Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации от 21 мая 2014 года входила в состав объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона по 25 апреля 2001 года и с 21 октября того же года, то после принятия обжалуемого решения суда Департамент составил уточнённый расчёт выслуги лет на пенсию, в котором на льготных условиях учёл только 23 и 25 апреля 2001 года.
При указанных обстоятельствах считает, что оснований для исчисления на льготных условиях 27 апреля и периода с 20 по 22 мая 2001 года не имеется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотрены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п. "а" ст. 1 данного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров в Вооружённых Силах Российской Федерации, а в ст. 18 определено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1, определяется Правительством Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло Постановление.
В подп. "г" п. 3 Постановления определило засчитывать выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службу в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом в воздушно-десантных войсках, с октября 1967 года, при выполнении годовых норм прыжков с парашютом, определяемых Министром обороны Российской Федерации.
Таким образом, установив из ответов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации то, что в связи с окончанием Рязанского филиала Военного университета связи Антонов приказом командира 76 гвардейской парашютно-десантной дивизии от 6 июня 2000 года N N был назначен на воинскую должность начальника аппаратной отдельного гвардейского батальона связи указанной дивизии, обязанности по которой исполнял с 7 июня и до 10 июля 2000 года, когда приказом командира дивизии от 3 июля 2000 года N N был назначен командиром взвода связи того же батальона, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, пришёл к обоснованному выводу о том, что период службы административного истца с 7 июня по 9 июля 2000 года, выполнившего в этом году, годовую норму прыжков с парашютом, подлежит исчислению в его выслугу лет на пенсию на льготных условиях.
Кроме того, суд установил, что на основании командировочного удостоверения от 9 апреля 2001 Антонов с 16 апреля по 31 августа и с 23 сентября по 18 октября 2001 года находился в командировке в войсковой части N, которая участвовала в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
Установив, что в соответствии с приказом командира войсковой части N от 3 мая 2001 года N N, утверждённым командующим, объединённой группировкой войск (сил), административный истец 23, 25 и 27 апреля 2011 года принимал фактическое участие в проведении контртеррористической операции, а также, устранив явную техническую описку в выписке из приказа командира войсковой части N от 3 июня 2001 года N N, ошибочно озаглавленной, как выписка из приказа командира войсковой части N, в соответствии с которой Антонов в период с 20 по 22 мая 2001 года участвовал в проведении контртеррористической операции, суд, вопреки доводу жалобы, обоснованно возложил на Департамент обязанность включить указанные даты и период в расчёт выслуги лет административного истца на пенсию на льготных условиях.
В то же время, как следует из мотивировочной и резолютивной части обжалуемого решения, суд, возлагая на Департамент обязанность по включению в расчёт выслуги лет Антонова в льготном исчислении периода с 20 по 22 мая 2001 года в количестве 4 дней, исходил из того, что об этом количестве дней указано в копии приказа командира войсковой части N от 3 июня 2001 года N N, за которые в последующем выплачены денежные средства.
Вместе с тем данные обстоятельства со всей очевидностью свидетельствуют о том, что период с 20 по 22 мая 2001 года составляет не 4, а 3 дня.
При таких данных судебная коллегия считает, что в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела абзац третий резолютивной части обжалуемого решения подлежит изменению с возложением на Департамент обязанности включить в расчёт выслуги лет Антонова на пенсию в льготном исчислении за май 2001 года 3 дня из расчёта один день службы за три дня.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п. 3 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 20 июля 2020 года по административному иску Антонова ФИО7 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела в части, касающейся указания в абзаце третьем резолютивной части решения на обязанность Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации включить в расчёт выслуги лет Антонова Р.А. на пенсию в льготном исчислении за май 2001 года 4 дня из расчёта один день службы за три дня, изменить.
Обязать Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации включить в расчёт выслуги лет Антонова ФИО7 на пенсию в льготном исчислении 3 дня за май 2001 года из расчёта один день службы за три дня.
В остальной части это же решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное определение составлено 5 ноября 2020 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.