Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Богдашова Д.А, Манохина В.В, с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б, административного истца и его представителя Пешнюка И.В, представителя административных ответчиков Бакалкина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-159/2020 по апелляционной жалобе начальника Федерального государственного казенного учреждения здравоохранения "Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - госпиталь) на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего госпиталя прапорщика Горлова ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии и начальника госпиталя, связанного с отказом в принятии члена его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, объяснения административного истца и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Горлов проходит военную службу по контракту в госпитале.
По месту прохождения службы он обеспечен служебным жилым помещением, где проживает административный истец, его супруга, дочь, сын
При этом он и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу госпиталя.
В связи с достижением продолжительности военной службы более 20 лет Горлов обратился в жилищную комиссию госпиталя о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания в избранном месте жительства в г. Москве.
Решением жилищной комиссии госпиталя от 23 октября 2020 года Горлов был принят на учет нуждающихся в с составом семьи три человека (он, супруга, дочь), а в принятии на жилищный учет его сына (Горлова А.С.) отказано, поскольку тот в феврале 2018 года подарил ? долю трехкомнатной квартиры по адресу: "адрес".
Полагая свои права нарушенными, Горлов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии госпиталя от 23 октября 2020 года об отказе в принятии на жилищный учет сына и обязать указанный жилищный орган принять его сына ФИО2. на учет нуждающихся в жилых помещениях в составе его семьи.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Горлова удовлетворил частично, возложив обязанность на жилищную комиссию и начальника госпиталя повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания сына административного истца.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы приводит положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 1, ст. 572 ГК РФ, п. 12 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 года N 1768, п. 25 письма Минстроя России от 7 августа 2017 года N 28068-ЕС/05 "О направлении Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством", определения Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года N 258-О-О.
Обращает внимание, что на основании договора дарения от 1 февраля 2018 года сын административного истца осуществил отчуждение своей доли, чем намеренно ухудшил жилищные условия.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как видно из материалов дела, Горлов проходит военную службу по контракту в госпитале и относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебным жилым помещением. Общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет. Жилых помещений в собственности или по договору социального найма он и члены его семьи не имеют, а его сын находящуюся в собственности ? долю квартиры по адресу: N в феврале 2018 года подарил иному лицу.
При таких обстоятельствах и учитывая, что ФИО3. совершена сделка по отчуждению доли жилого помещения площадью 14, 025 кв.м. гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в принятии ФИО4. на жилищный учет как члена семьи административного истца является незаконным и обоснованно возложил обязанность на жилищную комиссию и начальника госпиталю рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях сына административного истца.
Вопреки доводу жалобы, то обстоятельство, что сын административного истца распорядился своей долей площади жилого помещения, находящейся в его собственности, с учетом положений ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не свидетельствует об утрате им права на обеспечение жилым помещением.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживается административный ответчик в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 15 декабря 2020 года по административному исковому заявлению Горлова ФИО5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.