Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Гузенковой Н.В, судей Дороховой В.В, Моисеевой М.В, при помощнике судьи Кузьменковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Л.И. к Совету депутатов города Гагарин Смоленской области об обязании устранить допущенное нарушение, по апелляционной жалобе истца Воробьевой Л.И. на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 24.11.2020.
Заслушав доклад судьи Дороховой В.В, судебная коллегия
установила:
Воробьева Л.И. обратилась в суд с иском к Совету депутатов города Гагарин Смоленской области, в обоснование указала, что с (дата) года она является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу:... Земельный участок под домом в размере "данные изъяты" кв.м. был предоставлен в (дата) года в постоянное (бессрочное) пользование ее бабушке. Вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда Смоленской области от (дата) за ней было признано право собственности на земельный участок под домом площадью "данные изъяты" кв.м. С целью постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, а также государственной регистрации прав на него, она обратилась в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, однако документы были ей возвращены в связи с отсутствием межевого плана. Кадастровый инженер в своем заключении указал, что оформление межевого плана невозможно по причине того, что ее земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-5 (зоне развития малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки). Для перевода ее земельного участка из зоны Ж-5 в зону Ж-4 она обратилась с заявлением в Администрацию муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области. 30.03.2020 был подготовлен проект изменения границ зоны Ж-5. Однако решением Совета депутатов города Гагарин Смоленской области от (дата) в изменении территориальной зоны в границах ее земельного участка было отказано.
Она считает такой отказ необоснованным, нарушающим ее права на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на свой земельный участок, в связи с чем просит устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в "Правила землепользования и застройки Гагаринского городского поселения" и изменения территориальной зоны в границах земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. под принадлежащим ей жилым домом N по... в... с зоны Ж-5 (зона развития малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки) на зону Ж-4 (зона ИЖС).
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 24.11.2020 в удовлетворении исковых требований Воробьевой Л.И. отказано.
В апелляционной жалобе истец приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, считает, что отказ Совета депутатов города Гагарин Смоленской области в изменении территориальной зоны под ее земельным участком препятствует ей поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на него. Вывод суда о том, что для регистрации права собственности не требуется внесения изменений в Правила землепользования и застройки Гагаринского городского поселения не обоснован, опровергается уведомлением Управления Росреестра от (дата) об отказе во включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по причине несоответствия территориальной зоны расположения принадлежащего ей жилого дома и земельного участка фактическому использованию данного земельного участка.
На апелляционную жалобу Советом депутатов... в лице Главы муниципального образования города Гагарин Смоленской области ФИО поданы письменные возражения, в которых утверждается, что для осуществления государственного кадастрового учета, а также государственной регистрации права собственности истца на земельный участок не требуется внесение изменений в Правила землепользования и застройки Гагаринского городского поселения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Руководствуясь п. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Воробьева Л.И. является собственником жилого дома, (дата) года постройки, с кадастровым номером N на основании свидетельства о праве на наследство по закону от (дата), удостоверенного нотариусом Гагаринской городской конторы ФИО, реестровый N. Право собственности на дом зарегистрировано (дата) за N (л.д. 25-26, 51).
Вступившим в законную силу (дата) решением Гагаринского районного суда Смоленской области от (дата) за Воробьевой Л.И. признано право собственности в порядке наследования на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу:... (л.д. 20-21).
Для формирования межевого плана указанного земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО от (дата), сформировать межевой план на земельный участок, расположенный по адресу:.., не представляется возможным, так как отсутствует кадастровый номер, а также данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-5 (зона развития малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки 4 этажа и выше). Для постановки на кадастровый учет земельного участка необходимо поменять территориальную зону с Ж-5 на Ж-4 (зона индивидуальной жилой застройки с участками) (л.д.23).
Кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка истца на кадастровом плане территории, которая согласована председателем комитета по ИиЗО и главным архитектором администрации МО "Гагаринский район" (л.д. 24).
С целью изменения территориальной зоны в границах принадлежащего ей земельного участка с зоны Ж-5 на зону Ж-4, Воробьева Л.И. обратилась в Администрацию с соответствующим заявлением.
Постановлением Администрации от (дата) N подготовлен проект изменений в Правила землепользования и застройки Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области (приложение N), согласно которому предложено изменить часть территориальной зоны Ж-5 (зона развития многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки 4 этажа и выше) в границах земельного участка общей площадью 800 кв.м, расположенного по адресу:.., на территориальную зону Ж-4 (зона индивидуальной жилой застройки с участками) (л.д. 13-16).
(дата) Совет депутатов г. Гагарин Смоленской области в лице Главы муниципального образования "город Гагарин" Смоленской области принял решение об отклонении предложенных изменений. Для оформления права собственности на имущество Воробьевой Л.И. предложено обратиться в суд (л.д. 17-19).
(дата) межмуниципальный Гагаринский отдел Управления Росреестра по Смоленской области возвратил истцу без рассмотрения заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с тем, что заявление и документы к нему представлены в форме электронных документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно правового регулирования. Невозможно определить какой год постройки дома (л.д. 22).
Согласно уведомлению, вместе с заявлением истцом были представлены заявление об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости N N, свидетельство о праве на наследство по закону, домовая книга, расписка в получении соответствующих документов для проведения государственного кадастрового учета, N.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался ст.7, п.п. 2, 3 ст. 11.3, ст.ст. 11.10, ст. 85 ЗК РФ, п.п. 1, 2, 6, 9 ст. 1, п. 1 ст. 6 ст. 30, ч. 1 ст. 31, ч.ч. 8, 10 ст. 36 ГрК РФ, ч. 2 ст. 1, ч.ч. 2, 3 ст.2 Правил землепользования и застройки Гагаринского городского поселения, утвержденных решением Советов депутатов г. Гагарин Смоленской области от 25.03.2010 N37, п. 4 ч. 5 ст. 8, п.п. 2, 3 ст. 13, ст. 22, п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921, пп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд исходил из того, что поскольку индивидуальный жилой дом истца возведен до утверждения Правил землепользования и застройки Гагаринского городского поселения, то земельный участок, на котором он расположен, может быть использован по прежнему фактическому виду разрешенного использования.
Установив, что действующее законодательство не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренным градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны, а при отсутствии установленного подзаконным регулированием порядка внесения в ЕГРН таких сведений правовой режим земельного участка определяется с учетом его фактического разрешенного использования на основании акта органа уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, суд пришел к выводу, что истцу для реализации права на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на свой земельный участок не требуется внесение изменений в "Правила землепользования и застройки Гагаринского городского поселения" и изменения территориальной зоны в границах земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. под принадлежащим ей жилым домом N по... в.., с зоны Ж-5 (зона развития малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки) на зону Ж-4 (зона индивидуальной жилой застройки), в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверяя решение в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием, является одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
При территориальном планировании осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения (п. 2 ст. 1, гл. 3 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1, гл. 4 ГрК РФ).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня доступности для населения соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (ч. 1 ст. 31 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1);
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (п. 4 ст. 85 ЗК РФ).
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 36 ГрК РФ, согласно которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Реконструкция указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9 ст. 36 ГрК РФ).
В случае, если использование указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (ч. 10 ст. 36 ГрК РФ).
Таким образом, из смысла п. 4 ст. 85 ЗК РФ, чч. 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Данная правовая позиция изложена в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2019 N 301-КГ18-25680.
Согласно п. 2, 3 ст. 2 Правил землепользования и застройки Гагаринского городского поселения, утвержденных решением Советов депутатов г. Гагарин Смоленской области от 25.03.2010 N37, объекты капитального строительства, существующие до вступления в силу настоящих Правил, являются несоответствующими Правилам в случаях, если эти объекты располагаются в створе красных линий; имеют земельные участки, виды использования которых не входят в число установленных Правилами территориальных зон; имеют типы строительного назначения, недопустимые для соответствующих территориальных зон.
Объекты капитального строительства, несоответствующие Правилам, могут существовать и использоваться без установления срока приведения этих объектов требованиям настоящих Правил. Исключение составляют те несоответствующие одновременно и настоящим Правилам, и обязательным нормативам (стандартам) объекты капитального строительства, существование и использование которых опасно для природной и культурно-исторической среды.
Пунктом 1 ст. 2 данных Правил также установлено, что права, предоставленные до принятия таких Правил, остаются в силе.
В целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в гл. 1.1 ЗК РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в установленном порядке, проектной документаций лесных участков либо утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно п. 2, 3 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, за исключением случаев, когда образование земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с положениями п.п. 1, 13, 14 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с такой схемой, указывается территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для него не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Согласно ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется одновременно. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок является, в частности, межевой план. Требования к межевому плану содержатся в ст. 22 названного закона.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, в который вносятся, в том числе, сведения о выбранных или установленных видах разрешенного использования земельного участка, в частности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно п. 4 ч. 5 ст. 8 ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В силу п.п. 2 и 3 ст. 13 ФЗ N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как предусмотрено п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 32 данного закона орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
При этом как следует из пп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа, с указанием, в том числе, реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ, или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Таким образом, законодательство о кадастровом учете и регистрации прав не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренным градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны. Вместе с тем подзаконное регулирование не содержит в себе порядка действий в указанной ситуации, что не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством. В таких случаях правовой режим земельного участка определяется с учетом его фактического разрешенного использования на основании акта уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Соответствующая правовая позиция изложена в том же Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2019 N301-КГ18-25680.
С учетом вышеприведенных норм права и правовой позиции Верховного Суда РФ, применительно к рассматриваемому спору, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку индивидуальный жилой дом истца возведен на земельном участке до утверждения Правил землепользования и застройки Гагаринского сельского поселения, в соответствии с которыми земельный участок под жилым домом истца отнесен к территориальной зоне Ж-5, то в отсутствие доказательств опасности для жизни и здоровья человека, для окружающей среды использования этого жилого дома и земельного участка, он может быть использован истцом по прежнему фактическому виду разрешенного использования.
При этом следует учесть, что оспариваемое решение Совета депутатов города Гагарин от (дата) N в лице Главы муниципального образования город Гагарин Смоленской области об отказе во внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны в границах земельного участка, принадлежащего Воробьевой Л.И, принято в пределах своей компетенции, с соблюдением установленного ст. 31, 33 ГрК РФ порядка, в отсутствие нарушения прав и законных интересов истца, поскольку наличие права физического или юридического лица на подачу предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки не возлагают на орган местного самоуправления безусловную обязанность принять соответствующее решение о внесении таких изменений.
Анализируя вышеприведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что для реализации своего права на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок истец вправе обратиться в регистрирующий орган, предоставив утвержденную органом местного самоуправления схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом внесение изменений в Правила землепользования и застройки Гагаринского городского поселения, в части изменения территориальной зоны в границах земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, не требуется.
Доказательств, подтверждающих обращение истца в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на свой земельный участок и отказе во включении в ЕГРН сведений о принадлежащем ей земельном участке по причине несоответствия территориальной зоны расположения земельного участка, в материалах дела не имеется.
Уведомление от (дата) N N, на которое ссылается истец, и согласно которому межмуниципальный Гагаринский отдел Управления Росреестра по Смоленской области возвратил истцу без рассмотрения заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с тем, что заявление и документы к нему представлены в форме электронных документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно правового регулирования, в связи с чем невозможно определить какой год постройки дома, а также информация Управления Росреестра по Смоленской области об отсутствии в ЕГРН сведений об объекте недвижимости- земельном участке истца, и о том, что жилой дом, находящийся в собственности Воробьевой Л.И, не имеет связи с земельным участком, на котором он расположен (л.д.52), не подтверждает обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих доводов о наличии препятствия для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объекты недвижимости.
Таким образом, Воробьевой Л.И. не доказано нарушение ее прав и законных интересов отказом Совета депутатов города Гагарин Смоленской области в лице Главы муниципального образования город Гагарин Смоленской области внести изменения в Правила землепользования и застройки Гагаринского городского поселения в части изменения территориальной зоны в границах принадлежащего ей земельного участка.
Доводы истца о невозможности кадастрового учета и использования земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования подлежат отклонению, поскольку генеральный план муниципального образования, исходя из планов развития территории муниципального образования в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности, на что также указывал Глава МО "город Гагарин" в суде первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не являются основаниями для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 24.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Воробьевой Л.И. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.