Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Юсупова И.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 16 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан от 6 августа 2020 и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 16 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан от 6 августа 2020, оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020, Юсупов И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 5 суток.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Юсупов И.И. просит отменить состоявшиеся судебные решения, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Как следует из материалов дела 5 августа 2020 дежурным дежурной части ОП N 2 "Комсомольский" по г.Набережные Челны в отношении Юсупова И.И. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Юсупов И.И, задержанный 5 августа 2020 в 15 часов 40 минут на посту "данные изъяты" поскольку в отношении него имелись достаточные основания полагать, что он употребил наркотические средства или психотропные вещества, в этот же день в 19 часов 30 минут в филиале ГАУЗ РНД МЗ РТ "Набережночелнинский наркологический диспансер", расположенном по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пр.Вахитова, д. 9, не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Указанные обстоятельства послужили основанием к привлечению Юсупова И.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем вынесенные в отношении Юсупова И.И. судебные акты нельзя признать законными по следующим основаниям.
Административная ответственность по части 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Следовательно, при рассмотрении дел данной категории необходимо проверять наличие законных оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Пунктом 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России N 933н от 18 декабря 2015, утверждены критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование.
К таким критериям относится: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.
Таким образом, требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения будет законным только при наличии у лица, которому предъявлено такое требование, одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 6 настоящего Порядка.
В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Согласно части 2 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правилами направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 37 (далее - Правила).
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 4 Правил о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются, в том числе, основания направления на медицинское освидетельствование (часть 4 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). И эти основания должны соответствовать тем, которые установлены пунктом 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России 933н от 18 декабря 2015.
Исключений из установленного порядка применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, по которому состояние опьянения входит в предмет доказывания, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Иное толкование вышеприведенных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Между тем имеющиеся в деле доказательства (протокол об административном правонарушении, рапорты сотрудников полиции) описания выявленных у Юсупова И.И. внешних признаков опьянения, в том числе перечисленных в пункте 6 Порядка проведения медицинского освидетельствования, послуживших основанием полагать, что он употребил наркотические средства или психотропные вещества, не содержат.
При этом в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) N от 5 августа 2020, составленном в отношении Юсупова И.И. врачом филиала ГАУЗ РНД МЗ РТ "Набережночелнинский наркологический диспансер", состояние Юсупова И.И. не описано, во всех пунктах данного акта указано - "отказывается от медицинского освидетельствования" (л.д.6).
Каких-либо признаков опьянения Юсупова И.И. в имеющихся материалах дела не указано, в протоколе о направлении Юсупова И.И. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 5 августа 2020 признаки опьянения отсутствуют, имеется лишь указание на то обстоятельство, что у Юсупова И.И. изъято два пакета с веществом растительного происхождения (л.д.5), которое не относится к основаниям для направления на медицинское освидетельствование.
Указанное выше в своей совокупности свидетельствует о незаконности требования уполномоченного должностного лица о прохождении Юсуповым И.И. медицинского освидетельствования на состояние опьянения в связи с отсутствием критериев, предусмотренных пунктом 6 Порядка, дающих достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления, по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 16 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан от 6 августа 2020 и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении Юсупова И.И. подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Юсупова И.И. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановление и решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу Юсупова И.И. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 16 по судебному району г.Набережные Челны Республики Татарстан от 6 августа 2020 и решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юсупова И.И. отменить
Производство по делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановление и решение.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.