Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу директора ООО "Самарские напитки" Гажала Ю.В. (далее - должностное лицо Гажала Ю.В.) на вступившие в законную силу постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары Макаровой Елены Владимировны (далее - должностное лицо ИФНС) от 9 июня 2020 г., решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 2 сентября 2020 г., решение судьи Самарского областного суда от 5 ноября 2020 г., вынесенные в отношении должностного лица Гажала Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением должностного лица ИФНС от 9 июня 2020 г. должностное лицо Гажала Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Самары от 2 сентября 2020 г. это постановление должностного лица ИФНС оставлено без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 5 ноября 2020 г. названные постановление должностного лица ИФНС и решение судьи районного суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Гажала Ю.В. просит отменить указанные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы должностного лица Гажала Ю.В. позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что 9 июня 2018 г. ООО "Самарские напитки", директором которого являлась Гажала Ю.В, в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, во исполнение трудовых договоров с иностранными гражданами осуществило выплату им заработной платы в наличной форме в сумме "данные изъяты"
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом ИФНС постановления о признании должностного лица Гажала Ю.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ей наказания в виде административного штрафа в вышеуказанном размере.
Однако, обжалуемым решением судьи районного суда, оставившим это постановление должностного лица ИФНС без изменения, установлена выплата заработной платы иностранным гражданам в наличной форме вместо "данные изъяты" (не смотря на то, что в названном постановлении должностного лица ИФНС инициалы "данные изъяты" При этом исключение из числа иностранных граждан четырёх человек, указанных в обжалуемом постановлении должностного лица ИФНС, и выплата им денежных средств в наличной форме в сумме "данные изъяты" названным судьёй районного суда в его обжалуемом решении никак не мотивировано.
Обжалуемым решением судьи областного суда, оставившим без изменения названные постановление должностного лица ИФНС, решение судьи районного суда, выплата заработной платы иностранным гражданам в наличной форме вместо "данные изъяты" как указано в постановлении должностного лица ИФНС, установлена в сумме "данные изъяты": иностранным гражданам, указанным в обжалуемом постановлении должностного лица ИФНС, "данные изъяты" и дополнительно трём иностранным гражданам, отсутствующим в обжалуемом постановлении должностного лица ИФНС, без каких - либо мотивированных пояснений этому обстоятельству и о размерах выплаченных денежных сумм: "данные изъяты". Вместе с этим названный в обжалуемом постановлении должностного лица ИФНС иностранный гражданин "данные изъяты" с указанной ему выплатой "данные изъяты" в обжалуемом решении судьи областного суда отсутствует, также без каких - либо мотивированных пояснений.
При таких противоречиях, имеющихся в обжалуемых решениях судей районного и областного судов, требование пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ о необходимости проверки законности и обоснованности вынесенного постановления должностного лица ИФНС не выполнено. Поэтому эти обжалуемые судебные акты признать законными не представляется возможным, так как содержание этих судебных актов и выводы названных судей, сделанных в нарушение статьи 26.1 КоАП РФ, не соответствуют вышеизложенным обстоятельствам, установленным в постановлении должностного лица ИФНС, и имеющимся доказательствам в материалах дела.
В связи с этим вывод судей двух судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица Гажала Ю.В. признаков вмененного административного правонарушения сделан с нарушениями требований статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с Законом.
Указанные нарушения названных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения должностного лица Гажала Ю.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ на момент рассмотрения дела Шестым кассационным судом общей юрисдикции не истёк.
С учётом допущенных нарушений, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение в Кировский районный суд г. Самары.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье названного районного суда следует учесть всё вышеизложенное и принять соответствующее процессуальное решение в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с этим, жалоба должностного лица Гажала Ю.В. в части несогласия с обжалуемым постановлением должностного лица ИФНС подлежит оставлению без рассмотрения по существу, в связи с тем, что доводы о несогласии с ним будут являться предметом проверки судьи Кировского районного суда г. Самары при рассмотрении жалобы должностного лица Гажала Ю.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу директора ООО "Самарские напитки" Гажала Ю.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Кировского районного суда г. Самары от 2 сентября 2020 г, решение судьи Самарского областного суда от 5 ноября 2020 г, вынесенные в отношении Гажала Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, и данное дело направить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Самары Самарской области.
Жалобу директора ООО "Самарские напитки" Гажала Ю.В. в части несогласия с постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Самары "данные изъяты" от 9 июня 2020 г, вынесенное в отношении директора ООО "Самарские напитки" Гажала Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без рассмотрения.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.