Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев протест заместителя ФИО3 Республики Татарстан ФИО6 на вступившее в законную силу определение мирового судьи судебного участка N 1 по Верхнеуслонскому судебному району Республики Татарстан от 2 октября 2020 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО8,
УСТАНОВИЛА:
Определением мирового судьи судебного участка N 1 по Верхнеуслонскому судебному району Республики Татарстан от 2 октября 2020 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и другие материалы дела в отношении ФИО9 возвращены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан для устранения недостатков.
В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель ФИО3 Республики Татарстан ФИО6 просит отменить названный судебный акт, приводя доводы о его незаконности.
ФИО10, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем прокурора Республики Татарстан ФИО6 протеста на указанное выше определение, в установленный срок свои возражения на него не представила.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив обжалуемый судебный акт, доводы протеста заместителя прокурора Республики Татарстан ФИО6 и приложенные к нему материалы, прихожу к следующим выводам.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и подробное описание события правонарушения, содержащее обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и свидетельствующие о наличии состава, в том числе объективной стороны и вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу положений частей 3-4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Возвращая в административный орган протокол об административном правонарушении и иные материалы в отношении ФИО11 мировой судья исходил из того, что 16 сентября 2020 года протокол об административном правонарушении составлен в отношении юридического лица без участия его законного представителя или защитника, достоверные данные о надлежащем извещении лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления данного протокола отсутствуют.
Сведений о том, что возвращение протокола об административном правонарушении должностному лицу было осуществлено мировым судьей с нарушением требований статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представленные материалы не содержат.
Доводы протеста направлены на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств.
Кроме того, частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Установление обстоятельств, подтверждающих факт невыполнения в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, имеет существенное значение для выявления в действиях юридического лица объективной и субъективной сторон вменяемого ему административного правонарушения. Эти обстоятельства подлежат обязательной оценке при рассмотрении данного дела.
Следует отметить, что с учетом специфики спорных правоотношений, объективной стороны вменяемого правонарушения, предмета доказывания, необходимого для установления обстоятельств по делу, представленные с протоколом об административном правонарушении материалы не позволяют сделать обоснованный вывод по вопросам, имеющим отношение к установлению объективной и субъективной стороны административного правонарушения, что препятствует полноте исследования события вменяемого правонарушения и свидетельствует о правомерности возврата протокола об административном правонарушении на стадии подготовке дела к рассмотрению.
Помимо прочего, в рассматриваемом случае опротестован судебный акт, вступивший в законную силу.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридического лица дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 указанного Кодекса, имели место 15 сентября 2020 года.
Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренный статьей 4.5 указанного Кодекса, истек 15 декабря 2020 года.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения протеста заместителя прокурора Республики Татарстан ФИО6 и отмены вступившего в законную силу определения мирового судьи судебного участка N 1 по Верхнеуслонскому судебному району Республики Татарстан от 2 октября 2020 года отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Определение мирового судьи судебного участка N 1 по Верхнеуслонскому судебному району Республики Татарстан от 2 октября 2020 года, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО12, оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Татарстан ФИО6 - без удовлетворения.
Судья ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.