Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев протест заместителя прокурора Оренбургской области К* на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 8 сентября 2020 г. N, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 ноября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заведующей производством (начальника кондитерского цеха) ООО "Грильяж" Б*,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 8 сентября 2020 г. N (далее - постановление должностного лица от 8 сентября 2020 г. N), оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 ноября 2020 г, должностное лицо - заведующая производством (начальник кондитерского цеха) ООО "Грильяж" Б* (далее по тексту Б*) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 тысяч рублей.
В протесте заместитель прокурора Оренбургской области К* просит постановление должностного лица от 8 сентября 2020 г. N и решение судьи отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Б*, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем прокурора Оренбургской области протеста на указанные выше постановление должностного лица и решение судьи районного суда, в установленный срок возражения на него не представила.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы протеста, нахожу протест не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из постановления должностного лица от 8 сентября 2020 г. N, с выводами которого согласился судья Центрального районного суда г. Оренбурга усматривается, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов, 15 часов, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов при проведении эпидемиологического расследования с целью установления причин возникновения инфекционного заболевания в отношении ООО "Грильяж" по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства Российской Федерации при осуществлении своей деятельности по изготовлению пищевой продукции в цехе, расположенном по адресу: "адрес", было установлено, что Б*, будучи заведующей производством (начальником кондитерского цеха) ООО "Грильяж" (приказ о приеме работника на работу N от ДД.ММ.ГГГГ) с возложенной на нее обязанностью/ответственностью осуществления административно-хозяйственных и организационно-распорядительных полномочий (функций) в соответствии с должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 2.1, 2.6, 2.7, 2.8, 2.11), сознавая, что выполнение работ по приготовлению пищевой продукции должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации и действующих Технических регламентов Таможенного союза, обеспечивающих безопасность выполняемых работ (приготовляемой пищевой продукции) для жизни и здоровья людей (потребителей), у которой имелась возможность для соблюдения законодательства Российской Федерации, но не приняла зависящие от нее меры по его соблюдению, а именно допустила следующие нарушения СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (далее - СП 2.3.6.1079-01), ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), а именно:
пункт 6 часть 3 статьи 10:
на ДД.ММ.ГГГГ журнал осмотра открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний оформлен не в соответствии с требованиями пункта 13.5. СП 2. ДД.ММ.ГГГГ-01 (приложение 6), а именно в журнале не указаны наименования цеха (бригады); Ф.И.О. начальника (бригадира); должности, имена и отчества сотрудников, что нарушает процедуру обеспечения документирования информации о контролируемых этапах технологических операций при производстве кондитерских изделий (в том числе с кремом) в рамках программы ХАССП, разработанной ООО "ГРИЛЬЯЖ";
на ДД.ММ.ГГГГ журнал оценки качества готовых изделий, выпускаемых ООО "ГРИЛЬЯЖ", заполняется не в полном объеме (согласно рабочим дням), оформлен не в соответствии с требованиями пункта 9.1 СП 2.3.6.1079-01 (приложение 9), а именно в журнале не указаны: время изготовления продукта, полное и четкое наименование изделий, время разрешения на реализацию продукции, Ф.И.О. и должность ответственного исполнителя/изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку, что нарушает процедуру обеспечения документирования информации о контролируемых этапах технологических операций при производстве кондитерских изделий (в том числе с кремом) в рамках программы ХАССП, разработанной ООО "ГРИЛЬЯЖ";
на ДД.ММ.ГГГГ журнал оценки качества полуфабрикатов отсутствует, к осмотру не представлен, что не соответствует пункту 9.1. СП 2.3.6.1079-01 (приложение 9), что нарушает процедуру обеспечения документирования информаций о контролируемых этапах технологических операций при производстве кондитерских изделий (в том числе с кремом) в рамках программы ХАССП, разработанной ООО "ГРИЛЬЯЖ".
Согласно пункта 6 части 3 статьи 10 ТР ТС 021-2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции.
Согласно части 4 статьи 11 ТР ТС 021-2011 изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения на бумажных и (или) электронных носителях информации.
пункт 8 часть 3 статьи 10 ТР ТС 021-2011:
- на ДД.ММ.ГГГГ все производственные цеха ООО "ГРИЛЬЯЖ" оборудованы ведрами/емкостями для сбора отходов (в том числе пищевых), не имеющими специальную маркировку и крышки (нарушение п. 9.13 СП 2.3.61079-01), что нарушает процедуру содержания производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе изготовления пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции, в рамках программы ХАССП, разработанной ООО "ГРИЛЬЯЖ";
на ДД.ММ.ГГГГ в организации по мере необходимости не проведен косметический ремонт, так на 11 ноября 2019 г. в помещении экспедиции на потолке местами отсутствуют плиты потолочного покрытия "Армстронг", имеются следы подтеков; на участке замеса муки на стене местами имеются подтеки с дефектами поверхности (нарушение пункта 5.16. СП 2.3.6.1079-01), что нарушает процедуру содержания производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе изготовления пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции, в рамках программы ХАССП, разработанной ООО "ГРИЛЬЯЖ".
Согласно пункта 8 части 3 статьи 10 ТР ТС 021-2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: содержание производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукций.
пункт 4 часть 3 статьи 10 ТР ТС 021-2011 - на ДД.ММ.ГГГГ для приготовления крема используется "яйцо куриное пищевое столовое отборной категории СО "КУПЕЧЕСКОЕ" со сроком хранения не более 25 суток (изготовитель ЗАО "Птицефабрика Оренбургская", дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ), в том числе на хранении имеются яйца с поврежденной скорлупой (нарушение п. 10.14. СП 2.3.6.1079-01), что нарушает процедуру проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, используемым при изготовлении пищевой продукции в рамках программы ХАССП, разработанной ООО "ГРИЛЬЯЖ".
Согласно пункта 4 части 3 статьи 10 ТР ТС 021-2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукций, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля.
статья 10 ТР ТС 021/2011:
на ДД.ММ.ГГГГ ООО "ГРИЛЬЯЖ" не осуществлен выбор (в полном объеме) и последовательность необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовлений) пищевой продукции - разработанная программа ХАССП не содержит информацию (описание, таблицы, блок-схемы и/или иные) о технологических процессах изготавливаемой на производстве пищевой продукции согласно ассортиментному перечню;
на ДД.ММ.ГГГГ при анализе имеющейся блок-схемы "Торты" установлено ее несоответствие фактическим технологическим операциям, осуществляемым на производстве - отсутствует этап шоковой заморозки;
разработанная программа ХАССП ООО "ГРИЛЬЯЖ" не содержит информацию (описание, таблицы, блок-схемы и/или иные) о проведении контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля - не подтверждены лабораторными исследованиями обоснования сроков годности замороженных тортов, пирожных при температуре не выше 18 градусов Цельсия - 25 суток, выпечных полуфабрикатов - 40 суток, протоколы исследований не представлены;
на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что не соблюдаются требования, установленные техническими условиями, включенные в программу ХАССП - замороженные полуфабрикаты для тортов не дефростируются при температуре от 0 до 6 гр. Цельсия, а поступают в цех отделки, где при комнатной температуре отделываются кремом "Шантипа", затем украшаются в течении 6-7 часов, далее переносятся в холодильники экспедиции на отгрузку в торговую сеть. В торговой сети размещаются в холодильную витрину не сразу, в течении часа идет выкладка в витрины; нарушаются сроки годности продукции, установленные ТУ 9130-001-23923641-2016 "Торты и пирожные. Технические условия", так установлены сроки годности на продукцию с творожным кремом - 24 часа, срок годности торта "Тирамису" в соответствии с этикеткой - 36 часов.
Согласно статьи 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: 1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; 2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; 3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля и др.
пункт 6 часть 3 статьи 10, часть 4 статьи 11 ТР ТС 021/2011 - на предприятии не контролируется продолжительность (время) хранения яичной массы для приготовления крема и выпечных полуфабрикатов, так на ДД.ММ.ГГГГ документы (журнал и/или иное) отсутствуют, к осмотру не представлены (нарушение пункт 10.15. СП 2.3.6.1079-01).
Согласно пункта 6 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции.
Согласно части 4 статьи 11 ТР ТС 021/2011 изготовитель обязан вести и хранить документацию о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, включая документы, подтверждающие безопасность непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, на бумажных и (или) электронных носителях информации.
пункт 4 часть 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 - ДД.ММ.ГГГГ при просмотре видеозаписи внутренних камер организации рабочего дня от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что:
- производство полуфабрикатов на торт "Тирамису" проводится в конце первой смены, то есть используется яичная масса для приготовления крема от остатков разных партий, время приготовления которых установить не представляется возможным;
при производстве крема для торта "Тирамису" допускались промежуточные этапы перекладывания, которые могли привести к загрязнению крема, так проводилось перекладывание белка из емкости для его хранения в емкость для взвешивания, далее в миксер. Кроме того, для приготовления крема для торта "Тирамису" использовались емкости с маркировкой "для сыпучих продуктов";
- в том числе из объяснительной кондитера М* установлены нарушения технологии производства крема для торта "Тирамису", а именно: ДД.ММ.ГГГГ при приготовлении крема "Сырный" желатин нагревался в микроволновке, затем добавлялся в сырную массу (взбитые желтки и белки), по технологии производства желатин должен доводиться до кипения;
- на производстве сотрудниками допускается перемешивание, перекладывание крема руками без перчаток (при просмотре записи видеокамер кондитер М* перемешивала крем для торта "Тирамису" руками, погружая их по локоть, без соответствующих перчаток);
полуфабрикаты для торта "Тирамису" без шоковой заморозки вынесены из производственного помещения в складские, в которых установлена одна морозильная и одна холодильная камеры, вместе с тем, пирожные "Тирамису", приготовленные из крема одной партии с тортом "Тирамису", размещены в шокер (температура - минус 40 градусов Цельсия).
Согласно пункта 4 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
в рамках расследования ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" проведен отбор проб, в том числе пищевой продукций, изготовителем которой является ООО "ГРИЛЬЯЖ".
По результатам лабораторных исследований установлено несоответствие требованиям части 1 статьи 7 главы 2, пункта 1, 4 приложения 2 ТР N по микробиологическим показателям следующих образцов продукции:
пирожное "Эклер с ванильным кремом" (дата производства ДД.ММ.ГГГГ) по показателю "дрожжи", протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N-н, заключение санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки N от ДД.ММ.ГГГГ;
торт "Добош" (дата производства ДД.ММ.ГГГГ) по показателю БГКП (обнаружено в 0, 01 г), протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N-н, заключение санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки N от ДД.ММ.ГГГГ;
- торт "Киви-киви" (дата производства ДД.ММ.ГГГГ) по показателю БГКП (обнаружено в 0, 01 г), протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N-н, заключение санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки 01-02-583 от ДД.ММ.ГГГГ;
торт "Соблазн" (дата производства ДД.ММ.ГГГГ) по показателю "дрожжи", протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N-н, заключение санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки N от ДД.ММ.ГГГГ;
- полуфабрикат для торта "Клубничный мусс" (дата производства ДД.ММ.ГГГГ) по показателю "дрожжи", протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N-н, заключение санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки N от ДД.ММ.ГГГГ;
пирожное "Кольцо заварное" (дата производства ДД.ММ.ГГГГ) по показателю "дрожжи", протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N-н, заключение санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки N от ДД.ММ.ГГГГ;
полуфабрикат для торта "Добош" (дата производства ДД.ММ.ГГГГ) по показателю БГКП (обнаружено в 1, 0 г.), по показателю "дрожжи", протокол лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ N-н, заключение санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки N от ДД.ММ.ГГГГ
Из протеста заместителя прокурора Оренбургской области следует, что в производстве Следственного отдела по Южному административному округу города Оренбурга следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области находится уголовное дело N, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ по факту сбыта продукции, не отвечающей требованиям безопасности, по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Основанием возбуждения уголовного дела послужили следующие обстоятельства: в период с 9 по ДД.ММ.ГГГГ неустановленные лица, находясь в торговых помещениях и розничных торговых площадях общества с ограниченной ответственностью "Грильяж" (далее по тексту - ООО "Грильяж"), действуя умышленно, незаконно реализовали некачественную кондитерскую продукцию ООО "Грильяж", не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, произведенную в кондитерском цехе по адресу: "адрес", после употребления которой Д*, Д**, Д**, Д***, К*, З*, З**, Т*, С*, С**, С***, А*, А**, А***, Н* и другие неустановленные лица получили заболевание - сальмонеллез.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Б* к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и изложенные в постановлении о возбуждении уголовного дела N от ДД.ММ.ГГГГ, не являются аналогичными. Признаки совершенного не установленными следствием лицами противоправного деяния, учитываемые следственным органом в целях квалификации по части 1 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации при вынесении постановления о возбуждении уголовного дела не совпадают с признаками, положенными в основу квалификации действий Б* по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ старшим следователем Следственного отдела по Южному административному округу города Оренбурга следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области Б** возбуждено уголовное дело N по факту сбыта продукции, не отвечающей требованиям безопасности по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В постановлении должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N не содержится указания о реализации Б* некачественной кондитерской продукции ООО "Грильяж" и, как следствие, выводов о признании ее виновной в этом.
При этом постановление о возбуждении уголовного дела N не содержит описания обстоятельств реализации именно Б* некачественной кондитерской продукции ООО "Грильяж", не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, произведенной в кондитерском цехе по адресу: "адрес". Уголовное дело возбуждено по факту противоправных действий неустановленных лиц, а не в отношении Б* До настоящего времени лица, виновные совершении указанного противоправного деяния, органами следствия не установлены, обвинение им не предъявлено и не сформулировано, к протесту соответствующие документы прокурором не приложены.
Таким образом, отсутствуют основания для выводов о том, что привлечение Б* к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время препятствует осуществлению уголовного преследования неустановленных лиц по части 1 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Изложенное не свидетельствуют о том, что основанием для привлечения Б* к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возбуждения по факту сбыта продукции, не отвечающей требованиям безопасности, уголовного дела N по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, послужили одни и те же обстоятельства, в связи с чем протест заместителя прокурора Оренбургской области подлежит оставлению без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых постановления должностного лица от 8 сентября 2020 г. N и решения судьи Центрального районного суда г. Оренбурга не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 8 сентября 2020 г. N, решение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 ноября 2020 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заведующей производством (начальника кондитерского цеха) ООО "Грильяж" Б*, оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Оренбургской области К* - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.