Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Алексеева Д.В. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Г.И.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 4 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 года по административному делу N 2а-1199/2020 по административному исковому заявлению Г.И.Н. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения представителя административного истца Г.И.Н. по доверенности Л.А.Б, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Г.И.Н. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Самарской области (далее - административный ответчик).
В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что содержание документа, предоставленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственной регистрации права отказано. В обоснование решения указано, что в данном случае возможно сформировать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению административного истца, названные действия административного ответчика по приостановлению и отказу в регистрации права на спорный земельный участок являются неправомерными.
Так, земельный участок с кадастровым номером N образован и поставлен на кадастровый учет на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и административным истцом заключено соглашение N о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка площадью 399 кв.м, государственная собственность на который не разграничена. ДД.ММ.ГГГГ административный истец оплатила стоимость земельного участка, указанную в соглашении о перераспределении земельного участка. Документы органа местного самоуправления, устанавливающие возникновение права и послужившие основанием для осуществления кадастрового учета земельного участка, не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке, в связи с чем, как полагает Г.И.Н, основания для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права на земельный участок у административного ответчика отсутствовали.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 4 июня 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований Г.И.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, административный истец Г.И.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование поданной кассационной жалобы ее автор не соглашается с выводами судов о правомерности решений административного ответчика. Повторно указывает, что предоставленные ею для государственной регистрации права документы в установленном законом порядке никем не оспорены и недействительными не признаны. Г.И.Н. утверждает, что государственный регистратор вышел за рамки предоставленных ему законом полномочий, поскольку вопросы перераспределения земель относятся к компетенции иного органа, в частности Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области, который не усмотрел законных оснований для отказа в перераспределении земельных участков.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив административное дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами допущены нарушения в применении норм материального права, повлекшие принятие неправильных судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункты 1 и 6 части 2).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N-з на основании заявления Г.И.Н. о перераспределении земельных участков утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N по адресу: "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1024 кв.м, в территориальной зоне Ж-6.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1024 кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области и Г.И.Н. заключено соглашение N о перераспределении земельных участков, в соответствии с которым стороны договорились произвести перераспределение земельного участка с кадастровым номером N, площадью 625 кв.м, принадлежащего Г.И.Н. на праве собственности, и земельного участка площадью 399 кв.м, государственная собственность на который не разграничена. В результате перераспределения образован земельный участок площадью 1024 кв.м, с кадастровым номером N.
ДД.ММ.ГГГГ Г.И.Н. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением N о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Самарской области на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N ФЗ-218 приостановило, а затем ДД.ММ.ГГГГ отказало в государственной регистрации права, в связи с несоответствием представленных документов требованиям законодательства. В обоснование принятых решений административным ответчиком указано на то, что в данном случае возможно сформировать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешая административное исковое заявление и принимая решение об отказе в его удовлетворении, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что оспариваемое уведомление принято компетентным органом в пределах предоставленных законом полномочий в соответствии с требованиями закона. При этом суд исходил из того, что административным истцом для осуществления государственной регистрации права не представлены предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации документы, подтверждающие соблюдение необходимой процедуры перераспределения земельных участков.
Судебная коллегия считает такие выводы основанными на неправильном применении норм материального права и неверной оценке характера, и оснований заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Статьей 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 278).
Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: наименование вида, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, которое состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Кроме того, в части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" закреплены самостоятельные основания, препятствующие государственной регистрации прав, а именно: когда сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке (пункт 12); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13).
В соответствии со статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации проверка соблюдения условий перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе наличие условий для отказа в заключении такого соглашения, относится к исключительной компетенции уполномоченного органа, к которым орган регистрации права не отнесен.
При таких обстоятельствах государственный регистратор, отказывая в регистрации права собственности на земельный участок по мотиву отсутствия законных оснований для предоставления Г.И.Н. земельного участка в собственность при наличии действующих и не признанных в установленном законом порядке незаконными распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N-з "Об утверждении схемы расположения земельного участка", соглашения от ДД.ММ.ГГГГ N о перераспределении земель, государственная собственность на которые разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности Г.И.Н, вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Кроме этого, судами при оценке правомерности принятых Управлением Росреестра по Самарской области решений не принято во внимание, что в соответствии с заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду особенностей расположения спорного земельного участка, возможности сформировать из него самостоятельный земельный участок не имеется. Данное обстоятельство свидетельствует об ошибочности выводов судов о правомерности решений Управления Росреестра по Самарской области.
Принимая во внимание, что по делу не требуется повторное его рассмотрение, а обстоятельства дела установлены в полном объеме, учитывая, что судебные инстанции допустили ошибку в применении норм материального права к имеющим место правоотношениям, судебная коллегия считает возможным отменить ранее состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований Г.И.Н.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 4 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 октября 2020 года отменить, с принятием по делу нового решения.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N о приостановлении государственной регистрации права, от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в государственной регистрации права по заявлению Г.И.Н.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области обязанность рассмотреть вопрос о государственной регистрации права собственности по заявлению Г.И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ N.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.