Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Алексеева Д.В. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу К.И.Н. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 октября 2020 года по административному делу N 2а-4241/2020 по административному исковому заявлению К.И.Н. к муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о признании решения незаконным и понуждении устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.И.Н. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - административный ответчик, МКУ "Управление земельных и имущественных отношений") о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения индивидуального садоводства, расположенного по адресу: "адрес"
По результатам проведённых кадастровых работ и подготовки схемы расположения земельного участка было установлено, что к земельному участку административного истца присоединяется участок площадью 70 кв.м. В этой связи, административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельных участков и образовании самостоятельного земельного участка площадью 1070 кв.м.
Решением МКУ "Управление земельных и имущественных отношений" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления К.И.Н. было отказано по мотиву того, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы земель лесного фонда.
По мнению административного истца, отказ административного ответчика является неправомерным, поскольку земельный участок Биклянского участкового лесничества с кадастровым номером N, граничащий с земельным участком К.И.Н, согласно данным официального сайта, содержащего информацию из Единого государственного реестра недвижимости, имеет статус ранее учтенного, категория земель: земли лесного фонда, поставлен на учет без координат границ, и ссылка административного ответчика на факт пересечения испрашиваемого участка границ земель лесного фонда, где границы этого участка не установлены, является необоснованной.
Решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 июля 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 октября 2020 года без изменения, в удовлетворении вышеуказанных административных исковых требований К.И.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, административный истец К.И.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы ее автор повторяет содержание административного иска и апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов о правомерности оспариваемого распоряжения административного ответчика.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений норм процессуального и материального права судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела, К.И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения индивидуального садоводства, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ К.И.Н. обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, и земельного участка площадью 70 кв.м, из земель, государственная собственность на который не разграничена, расположенные в Нижнекамском муниципальном районе, муниципальное образование "город Нижнекамск", СТ "Строитель".
ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республике Татарстан административному истцу направлено уведомление об отказе в удовлетворении заявления на основании пункта 11 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку согласно письму заместителя Министра лесного хозяйства Республики Татарстан испрашиваемый земельный участок пересекается с землями лесного фонда.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, посчитал доказанным нахождение спорного земельного участка на территории земель лесного фонда, оборот которых ограничен.
Судебная коллегия находит выводы судов основанными на применимых нормах материального права и правильной оценки представленных сторонами доказательств.
Так, порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определен положениями статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 8 названной статьи, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
К одному из оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации относят образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции закона, действовавшего в период возникновения между сторонами спорных правоотношений, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4).
Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 23 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции закона, действовавшего в период возникновения между сторонами спорных правоотношений, лесоустройство включало в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ могло быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (часть 3).
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Из содержания части 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства, что должно подтверждаться информацией из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, а также схем расположения земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.5 Федерального закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в течение десяти дней со дня поступления заявления об утверждении схемы, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к которым приложена схема, предусматривающая образование земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, при отсутствии оснований для возврата указанных заявлений, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, направляет такую схему на согласование в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи согласование схемы не требуется.
В силу содержания пункта 11 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.
Из представленных в суды первой и апелляционной инстанций доказательств, в частности свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, информации из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации, следует, что спорный земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, расположенного в выделе 14 квартала 17 Биклянского участкового лесничества входящего в состав лесного участка с кадастровым номером N.
Лесной участок площадью 4 347 000 кв.м в составе земель лесного фонда, расположенный на территории Республики Татарстан, Нижнекамского муниципального района, ГБУ Нижнекамское лесничество Биклянское участковое лесничество, квартал 13, выдел 2-15, квартал 14, выдел 2-19, квартал 15, выдел 1- 12, 14, квартал 16, выдел 1-16, квартал 17, выдел 6-17, квартал 112, выдел 1, 2 является федеральной собственностью, право на который зарегистрировано надлежащим образом, имеет статус "ранее учтенный".
Уведомлением уполномоченного органа в области лесных отношений - Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отказано в согласовании схемы расположения спорного земельного участка.
Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь приведенным выше правовым регулированием, суды пришли к правильным выводам о правомерности оспариваемого решения административного ответчика об отказе в перераспределении земельных участков, фактическим основанием для принятия которого послужило уведомление Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Выводы судов основаны на применимых нормах права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Доводы кассационной жалобы о недоказанности отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе по мотиву отсутствия координат характерных точек их границ в ЕГРН, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу указанных выше требований закона границы лесничества определены по материалам лесоустройства.
Иные аргументы К.И.Н. не опровергают выводов судов обеих инстанций, направлены на их переоценку вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с ними по фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем подлежат отклонению по вышеприведенным основаниям. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленных судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу К.И.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.