Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Белова В.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2020 года по административному делу N 3а-78/2020 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации региональной общественной организации Республики Марий Эл поддержки и развития молодежи "Союз марийской молодежи" "У вий (Молодая сила)".
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В. и данные посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Волковой С.В, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным иском о ликвидации региональной общественной организации Республики Марий Эл поддержки и развития молодежи "Союз марийской молодежи" "У вий (Молодая сила)", указав, что по результатам плановой документарной проверки были выявлены нарушения общественной организацией требований законодательства. Вопреки требованиям статьи 8, 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в организации не образован единоличный исполнительный орган, структура органов управления не соответствует требованиям указанного Федерального закона, устав не содержит необходимых сведений, отдельные положения устава нарушают нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях". Общественная организация не выполняла обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ. Впоследствии, несмотря на предупреждение, административный ответчик в течение длительного времени нарушения законодательства не устранил.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 4 февраля 2021 года и поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 11 февраля 2021 года, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл просит отменить судебные постановления и удовлетворить административный иск, не соглашаясь с выводами судебных инстанций о том, что указанные Управлением нарушения при наличии имеющихся в деле доказательств принятия мер для их устранения не являются в своей совокупности существенными.
Приводит доводы о том, что нарушения законодательства не устранены административным ответчиком, выводы судом об обратном не соответствуют обстоятельствам дела. Административный ответчик игнорирует требования государственного органа о необходимости соблюдения норм законодательства. Управлением не принято решение о государственной регистрации устава в новой редакции, запись о новой редакции устава в единый государственный реестр юридических лиц не внесена.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца по делу - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Волкова С.В. просила удовлетворить кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалованных судебных постановлений.
Из материалов дела следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 6 ноября 2019 года в адрес председателя правления региональной общественной организации Республики Марий Эл поддержки и развития молодежи "Союз марийской молодежи" "У вий (Молодая сила)" направлялось уведомление о проведении проверки, в котором содержалось требование о предоставлении Управлению ряда сведений, однако почтовое отправление не было доставлено адресату и возвращено в Управление в связи с истечением срока хранения. 20 декабря 2019 года Управлением составлен акт проверки с изложением ряда нарушений, выявленных в деятельности и в положениях Устава общественной организации. Акт проверки от 20 декабря 2019 года был получен в тот же день председателем правления. Постановлением суда от 5 февраля 2020 года председатель правления признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за непредоставление перечисленных в уведомлении о проведении проверки от 6 ноября 2019 года документов и сведений.
Впоследствии ввиду неустранения выявленных нарушений деятельность административного ответчика была приостановлена распоряжением Управления на срок до 12 марта 2020 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями, данными судам в пунктах 30, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", учитывая, что 4 августа 2020 года общественной организацией проведено внеочередное общее собрание, на котором принят устав в новой редакции, определено место нахождения организации, избран председатель организации, 6 августа 2020 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, сведения об адресе, представлены отчетные данные о деятельности за 2016-2019 годы и устав организации в редакции от 4 августа 2020 года с устранением отмеченных в акте проверки от 20 декабря 2019 года недостатков и нарушений.
Судом принято во внимание, что общественная организация предоставляла сведения органу государственной статистики и налоговому органу, у организации отсутствует какое-либо имущество, денежные средства в распоряжение организации не поступали.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение о государственной регистрации устава в новой редакции не принято и запись о новой редакции устава в единый государственный реестр юридических лиц не внесена, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции указали на то, что основанием административного иска являлась ссылка на абзац четвертый части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях, согласно которому общественное объединение может быть ликвидировано в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения. Между тем организацией до принятия судебного решения по настоящему делу были приняты меры, направленные на устранение нарушений законодательства, в связи с чем исходя из принципа соразмерности мер реагирования допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям требование административного истца не может быть удовлетворено.
Указанные выводы отвечают нормам материального права и требованиям административного процессуального законодательства, не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
При изложенных данных кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 марта 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.